Найти в Дзене
История и культура Евразии

Бопай-ханум - жена Абулхаир-хана и министр иностранных дел в одном лице

Казахские женщины в традиционном казахском обществе занимают особое положение. Слабое проникновение мусульманских традиций в кочевую среду сделало их довольной сильной частью общества. От их мнения до сих пор зависит многое в жизни традиционного казахского рода. Особенно в сельской местности!

В этом смысле показателен пример Бопай-ханум (Батима) - старшей жены Абулхаир-хана.

Бопай Ханым (каз. Бопай Ханым; 1690/1695 — 31 мая 1780) — жена хана Младшего жуза Абулхайра, мать ханов Нуралы, Ералы и Айшуака. Во время правления сына носила титул Хан-ана (Мать-хана) и являлась одной из самых влиятельных женщин в Казахском ханстве.
Бопай Ханым (каз. Бопай Ханым; 1690/1695 — 31 мая 1780) — жена хана Младшего жуза Абулхайра, мать ханов Нуралы, Ералы и Айшуака. Во время правления сына носила титул Хан-ана (Мать-хана) и являлась одной из самых влиятельных женщин в Казахском ханстве.

Она происходил из рода торе (чингизидов) и была сторонницей Абулхаира в вопросе присоединения к России. Основной идей присоединения было остановить набеги уральских казаков, башкир и калмыков, чтобы собрать силы для разгрома джунгар.

Поэтому Бопай-ханым, бывшая очень грамотной женщиной лично занималась всей дипломатической перепиской с русской администрацией, являясь своеобразным министром иностранных дел Младшего жуза. Это прослеживается в ее личных письмах к русским императрицам: Анне Ионановне от 22 октября 1731 года и Елизавете Петровне от 5 октября 1748 года.

После смерти Абулхаир-хана Бопай-ханым приложила все усилия, чтобы ее старший сын Нуралы продолжал политику Абулхаир-хана и занял ханский трон. Она добилась того, чтобы указом императрицы Елизаветы Петровны от 26 февраля 1749 года Нуралы был утвержден "киргиз-кайсацким ханом". При этом в указе императрицы упоминается письмо Бопай-ханым, а концлер А.П.Бестужев-Рюмин написал письмо ханым и приложил к нему подарок от Елизаветы.

Российский историк А. И. Левшин писал: «… что Бопай Ханым по уму своему пользовалась отличным уважением, и имела иногда весьма сильное влияние на управление Казахским ханством. Она имела печать со своим вензелем, отличие совсем не обыкновенное в народе, который привык обращаться с женщинами, как с невольницами, удаляя их от всякого участия в делах общественных».
Алексей Ираклиевич Лёвшин (1798—1879) — государственный деятель Российской империи; один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного совета. Историк, этнограф, писатель.
Алексей Ираклиевич Лёвшин (1798—1879) — государственный деятель Российской империи; один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного совета. Историк, этнограф, писатель.