Системных администраторов иначе называют IT-управляющими. Это технические специалисты, которые организуют и обеспечивают грамотную работу компьютерного оборудования и его программного обеспечения, обеспечивают информационную безопасность, и в некоторых случаях даже самостоятельно разрабатывают необходимое программное обеспечение. Ввиду того, что современные информационные технологии развиваются очень динамично и успели внедриться практически во все сферы жизни, профессиональные системные администраторы (или IT-управляющие) стали особенно востребованы.
20 лет назад системным администрированием занимались в большинстве своем никакие не специалисты, а просто наиболее продвинутые пользователи компьютерной техники, которые сами проявляли интерес к электронике и учились устранять неполадки в ее работе. Часто обязанности системного администратора накладывали на наиболее продвинутого в этом вопросе сотрудника офиса, или нанимали в штат такого сотрудника. Сегодня системному администрированию специалисты обучаются во всевозможных ВУЗах и колледжах. И даже имея профильное образование для работы в ряде компаний профессионалам приходится дополнительно заканчивать разные курсы и подтверждать обучение сертификатами.
Перечень стандартных обязанностей IT-управляющего включает:
- организацию и обеспечение работоспособности рабочих компьютеров сотрудников офиса и сопутствующей им оргтехники;
- организацию и поддержку актуальными учетных пользовательских записей;
- подбор, установку и настройку всех необходимых обновлений для существующих в офисе ОС и пользовательских программ;
- установку и наладку нового программного и аппаратного обеспечения;
- устранение потенциальных неполадок в работе IT-инфраструктуры, которые могут возникнуть;
- организация и обеспечение информационной безопасности;
- резервное копирование данных, их эпизодическую проверку и своевременное уничтожение;
- организацию и проведение закупок компьютерной и сопутствующей офисной техники и расходных материалов для них;
- планирование и реализацию работ по расширению сетевой IT-структуры организации;
- ведение соответствующей документации.
Требования к системному администратору
В зависимости от масштабов организации и специфики ее основной деятельности к системным администраторам кроме исполнения их стандартных обязанностей могут выдвигаться еще и разные дополнительные требования.
Как правило, если речь идет о крупной организации с большим штатом сотрудников, то в ней находится небольшой обособленный отдел из нескольких взаимозаменяемых системных администраторов, между которыми бывают разделены обязанности всего отдела. Так, один специалист может отвечать за содержание в надлежащем состоянии учётных записей, другой – за обеспечение информационной безопасности, а третий – за резервное копирование, и т.д.
Совсем иначе обстоят дела в небольших организациях с малочисленным штатом. Как правило у них нет финансовой возможности на содержание подразделения IT-сотрудников, но при этом им периодически нужна их техническая поддержка. Долгое время таким компаниям приходилось нанимать одного IT-специалиста, который по мере своих возможностей выполнял все обязанности по обеспечению работоспособности IT- инфраструктуры офиса. А в случаях, когда его компетентности недостаточно, обращаться в разного рода сервисные компании и центры. На периферии до сих пор находятся офисы, которые по-прежнему работают по этой схеме. Хотя это не очень удобно, а самое главное, выгодно. Ведь работоспособность всей IT-инфраструктуры компании оказывается зависимой от одного человека, который может заболеть или уйти в отпуск. Помимо заработной платы компания вынуждена оплачивать его больничные, отпуска и делать разные отчисления. Также ей придется нести траты при каждом обращении в сервисные компании и центры, когда штатный специалист не может справиться с возникшими техническими неполадками.
Сегодня таким организациям доступна услуга IT-аутсорсинга - техническое обслуживание IT-инфракструктуры, и в больших городах ею активно пользуются уже около 10 лет. Для относительно небольших организаций это наиболее целесообразный и цивилизованный способ поддерживать работоспособность своей IT-инфраструктуры посредством привлечения сторонней компании, которая профессионально оказывает профильные услуги. В аутсорсинговых компаниях работают уже тщательно отобранные IT-специалисты с соответствующим образованием, которые взаимозаменяемы и гарантированно обеспечат бесперебойность работы IT-инфраструктуры организации. Таким профессионалам можно с легким сердцем делегировать исполнение как базовых обязанностей системного администратора, так и более специфических дополнительных требований, которые у каждой компании бывают индивидуальными.