Найти в Дзене
Налог-Налог.ру

Встречаем 2020 год с электронными трудовыми книжками

Оглавление

С 2020 года в России вводятся в обиход электронные трудовые книжки. Говорят, для всеобщего удобства: работникам не надо беспокоиться о доступе к нужной информации, а работодателям упростят кадровый учет. Разбираемся с таким нововведением.

Когда планируется переход к электронной версии?

Переход на использование электронных трудовых книжек для работающих граждан РФ начнется с 2020 года. Этот год будет в какой-то мере переходным. С 1 января 2020 г. работодатели обязаны предоставлять в Пенсионный фонд сведения, необходимые для формирования электронных трудовых книжек.

Работники, уже имеющие бумажную версию документа, могут либо присоединиться к достижению цифровых технологий, либо продолжить ведение имеющейся книжки. Для этой категории работников переход к новому формату будет исключительно добровольным. В течение 2020 г. необходимо будет только подать работодателю заявление, составленное в свободной форме, чтобы сохранить за собой прежний формат документа. Однако на работников кадровой службы в этом случае ляжет двойная нагрузка: бумажный документ будет заполняться по желанию работника, а электронная версия будет вестись параллельно по требованию закона.

Если заявление в течение 2020 г. так и не будет подано, то работодатель выдаст работнику книжку на руки и освободится от обязанностей по ее заполнению. С 2021 г. сведения по таким работникам будут вестись в цифровом формате.

Иные требования к новоиспеченным работникам. У тех, кто заведет трудовую книжку впервые в 2021 г., альтернативы не будет: сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде. Информация в электронном документе будет полностью дублировать те сведения, что всегда содержались в бумажном аналоге.

С 1 января 2021 г. все кадровые изменения должны передаваться в ПФР не позднее следующего рабочего дня после даты издания приказа на прием или увольнение работника.

В чем преимущества нового формата?

Электронная версия документа содержит ряд преимуществ в сравнении с бумажной трудовой книжкой. Основные плюсы для работников:

  • упрощенный доступ к сведениям;
  • минимизация ошибок, связанных с «человеческим фактором» при ведении документа;
  • облегчение процедуры дистанционного трудоустройства;
  • оформление пенсии онлайн, без необходимости сбора документов;
  • исключение риска утери данных.

Сведения из своей электронной книжки можно получить:

  • у организации-работодателя на последнем месте работы;
  • в ПФР (при очной явке или через личный кабинет);
  • в МФЦ;
  • в личном кабинете на портале Госуслуг.

Электронный документ можно:

  • сохранить на флеш-карту;
  • отправить по электронной почте;
  • распечатать.

Чтобы вы могли прочитать тексты нужных нормативных документов, получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс.

Итоги

Работники, уже имеющие стаж, могут в течение 2020 г. написать заявление на сохранение бумажного формата. В этом случае сведения об их трудовой деятельности будут вестись параллельно в двух вариантах. Если такое заявление не будет подано, то с 2021 г. данные будут заполняться только электронно. По работникам, впервые заводящим трудовую книжку в 2021 г., сведения будут вноситься исключительно в электронном виде.

О других новостях, касающихся данной темы, узнайте в нашей рубрике «Трудовые книжки».