Найти тему
Колхоз имени Октября

Почему тракторные пускачи являлись основой самоделок в Советское время

фотография взята с сервиса Яндекс Картинки
фотография взята с сервиса Яндекс Картинки

Редко можно встретить сейчас трактор с пускачем, даже старые модели тракторов переоборудуют на электростартер, для этого требуется поменять кожух маховика. Объясняется это просто, отсутствием дефицита на аккумуляторы и наличием в продаже стартеров на любую технику, немаловажную роль играет и простота запуска основного двигателя, нажал кнопку и вперед. В восьмидесятые годы, гусеничные и колесные трактора основной двигатель запускали при помощи бензинового пускача ПД-8.

Даже стартерные Т-40 и Т-25 комплектовали своими пускачами, чтобы обходиться без аккумуляторов. Интересная особенность ПД-8, цилиндр и поршневая по размерам полностью совпадала с мотоциклетными от ИЖ-56. Простота, надежность и немаловажно, доступность привлекали внимание самодельшиков. В первую очередь они стали пользоваться спросом у тех, кто делал аэросани. Стоило появиться первыми аэросаням, как через некоторое время, громкий треск нескольких самоделок стал раздаваться по округе.

фотография взята с сервиса Яндекс Картинки
фотография взята с сервиса Яндекс Картинки

Делали сани с пропеллером по упрощенной схеме , на двух широких лыжах, крепеж для сидения водителя и приподнятая за сидением трубчатая рама для крепежа двигателя, с самодельным деревянным пропеллером. Пропеллер крепился прямо к маховику пускача, цилиндр и карбюратор от мотоцикла. Управление дроссельной заслонкой, через тросик к подвижной ручке, закрепленной возле сидения. Повороты и торможение осуществлялось за счет рычагов со скребками, расположенными по бокам лыж. Сделать такие сани с мотором, можно было буквально за неделю, из подручных материалов.

Использовали пускач с мотоциклетными цилиндрами и для работы циркулярной пилы, обеспечив обдув цилиндра самодельным лопастным вентилятором, привод на который осуществлялся тем же ремнем, что и приводил в движение диск пилы. Простейший стационарный лобзик делали из ПД-8, используя возвратно- поступательное движение поршня, к которому закрепляли полотно тонкой пилы. Широко использовали не только сами пускачи в сборе, но и их комплектующие.

фотография взята с сервиса Яндекс Картинки
фотография взята с сервиса Яндекс Картинки

Друг поставил на инвалидную мотоколяску, вместо испорченного цилиндра, пускачевский верхнею дугу тента, закрепил масляный радиатор и соединил с цилиндром шлангами, заполнил водой, получившаяся термо-сифонная система, позволяла хорошо охлаждать двигатель на всех режимах работы. Как только массово стали появляться в селе мотороллеры, то сразу же к ним научились приспосабливать магнето от пускача, которое давало мощную и надежную искру, обеспечивало хороший запуск и работу двигателя.

фотография взята с сервиса Яндекс Картинки
фотография взята с сервиса Яндекс Картинки

Первые самодельные мини трактора, так же порой приводили в движение ПД-8, они были надежной и не прихотливой ЗИДов и «Ульяновцев», которые так же использовали в самоделках. Сейчас уже почти не встретишь в селах самодельных тракторов и аэросаней, кустарных лобзиков и циркулярок. Да и желающих что- то конструировать из подручных материалов, мало осталось. Зачем что – то придумывать, когда все можно купить в магазине. Но купленное не приносит той радости и восторга, как после удачно собранного своими руками мини трактора из старых запчастей и подручных материалов.