Переменная разница модератора-посредника в социально-психологических исследованиях: Концептуальные, стратегические и статистические соображения
Ученые пытаются провести различие между свойствами модератора и переменных медиатора на нескольких уровнях.
Во-первых, стремятся привлечь внимание теоретиков и исследователей к важности отказа от взаимозаменяемости терминов "модератор" и "медиатор" путем тщательной концептуальной и стратегической проработки многих различий между модераторами и медиаторами.
Затем выходят за рамки этой преимущественно педагогической функции и определяют концептуальные и стратегические последствия использования таких различий в отношении широкого круга явлений, включая контроль и стресс, установки и черты личности.
Также предоставляют специальный сборник аналитических процедур, позволяющих наиболее эффективно использовать различия между модератором и посредником, как отдельно, так и в рамках более широкой причинно-следственной системы, включающей как модераторов, так и посредников.
Цель анализа - провести различие между свойствами модератора и медиатора таким образом, чтобы прояснить различные способы, с помощью которых концептуальные переменные могут объяснять различия в поведении людей.
В частности, различают две часто смешивающиеся функции третьих переменных:
(a) функция модератора третьей переменной, которая подразделяет фокальную независимую переменную на подгруппы, устанавливающие области ее максимальной эффективности по отношению к данной зависимой переменной,
(b) функция посредника третьей переменной, которая представляет собой генеративный механизм, посредством которого эта координационная независимая переменная способна оказывать влияние на эту зависимую переменную, представляющую интерес.
Хотя эти две функции третьих переменных имеют относительно давнюю традицию в социальных науках, исследователи социальной психологии часто применяют термины "u" - модератор и медиатор - в качестве взаимозаменяемых.
Например, многие ученые сначала резюмировали влияние опознаваемости на социальный халатизм, отметив, что она "умеренно влияет на социальный халатизм", а затем в том же пункте предложили "что опознаваемость является важным посредником в социальном халатизме.
Аналогично, еще намереваясь интерпретировать как "модераторный контроль академического уровня, пола, расы и социально-экономических достижений", "связь между медиаторами, возрастом и социоэкономическими факторами.
Таким образом, одной из основных педагогических функций является разъяснение исследователям, проводящим эксперименты, важности соблюдения этих различий. Однако это не является центральной темой анализа. Скорее, основной упор делается на контрастирование функций модератора-посредника таким образом, чтобы разграничить последствия этого различия для теории и исследований.
Особое внимание уделяют дифференцированному влиянию на выбор экспериментального проекта, научно-исследовательской деятельности и плана статистического анализа. Также утверждают, что существуют концептуальные последствия неспособности оценить различие между модератором и посредником.
Среди вопросов, которые обсуждаются в этой связи, - упущенные возможности для более глубокого изучения природы причинных механизмов и интеграции казалось бы несовместимых теоретических позиций.
Например, в некоторых проблемных областях разногласия по поводу посредников могут быть разрешены путем рассмотрения определенных переменных в качестве модераторов. Функции модератора и посредника обсуждаются на трех уровнях: концептуальном, стратегическом и статистическом. Чтобы избежать любого непонимания различия между модератором и посредником, ошибочно приравнивая его к разнице между экспериментальными манипуляциями и измеряемыми переменными, между ситуационными и личными переменными или между манипуляциями и устными самоотчетами, описывают как реальные, так и гипотетические примеры с широким спектром переменных и операций.
Иными словами, модераторы могут использовать либо манипуляции, либо оценки, либо ситуационные или персональные переменные. Кроме того, посредники ни в коей мере не ограничиваются устными сообщениями или переменными на индивидуальном уровне. Наконец, по пояснительным причинам в анализе подчеркивают необходимость выяснения того, проводится ли тестирование модели модератора или типа медиатора.
Также предлагают схему, которая позволяет проверить в рамках одного и того же исследования, является ли интерпретация медиатором или модератором более подходящей. Актуальность этого различия наиболее высока в социальной психологии, которая использует экспериментальные операции и в то же время сохраняет интерес к органистическим переменным, начиная от индивидуальных измерений различий до когнитивных конструкций, таких как воспринимаемый контроль.