когда вы представляете себе самолет на
ум приходит вполне привычная форма
длинный узкий фюзеляж два основных крыла
посередине
пара крыльев поменьше сзади и хвост
который торчит вертикально крылья могут
быть прямыми или о смотрящими назад но
вы уже вряд ли представить и их
смотрящим и вперед верно да у некоторых
истребителей крылья могут менять свое
положение
а более старые модели самолетов имели
сдвоенные крылья но чтобы крылья были
развернуты в обратную сторону такого не
бывало скажите это модель игроман экс 29
экспериментальному самолету
разработанному наса и ввс сша в 1984
году до
этот странный самолет не декорация к
фильму звездные войны существующие в
действительности прототип разработанной
компании грумман aerospace corporation
для военных сил сша и космической
программы было построено всего два
прототипа но экс 29 был не первым
самолетом чья конструкция выглядит так
словно кто-то неправильно прочитал
инструкцию для лека история крыльев
обратной стреловидности начинается с
немецкого бомбардировщика junkers ju и
287
разработанного в сороковые годы
двадцатого века однако с такой формой
крыла уже давно экспериментировали
многие страны тем не менее крылья
обратной стреловидности не стали
использовать повсеместно потому что
управление самолетом с ними превращается
для пилота в настоящий кошмар и чтобы
немного облегчить эту проблему
экс 29 пришлось изготовлять из
современных композитных материалов
вы только взгляните на этот самолет я
удивлен что кто-то в принципе мог на нем
летать и если это недостаток конструкции
почему так много людей пыталась
заставить это работать но до того как я
отвечу на этот вопрос нам необходимо
понять чего в принципе пытались достичь
конструкторы посмотрите на самолет и
существовавшие до появления реактивного
двигателя и вы заметите что крылья
располагаются под прямым углом
к фюзеляжу и это отлично подходит любому
самолету чья скорость полета не
превышает 700 40 километров в час но
создает проблему воздушных судов
летающих быстрее дело в том что крылья
самолета разработана таким образом чтобы
выдерживать большие давление снизу чем
сверху это один из механизмов который
помогает самолету взлетать и побочный
эффект подобного явления заключается в
том что воздух пересекает крыло с более
высокой скоростью чем движение самого
самолет так что при наборе определенной
скорости
верхняя часть крыла может преодолеть
звуковой барьер даже если самолет не был
сконструирован для такой нагрузки это
создает на верхней части крыла ударную
волну которая нарушает воздушный поток
позади крыла тогда вертикальная тяга
передних крыльев уменьшается
а задних увеличивается в результате нос
самолета опускается высота падает а
скорость повышается что только
усугубляет проблему когда такое
случается даже опытным летчиком
испытателем не удавалось вернуть
управление соду
первым самолетом испытавшим подобную
проблему стал американский истребитель
лапчатки 38 lighting он выглядел так
словно инженеру устали и решили
соединить вместе три самолета однако в
1939 году это был один из самых быстрых
воздушных судов в мире чтобы избежать
возможного преодоления крыльями скорости
звука инженеры установили на их нижней
части уникальный закрылок известно как
тормозной щиток это устройство
запускалась во время пикирования чтобы
создать дополнительную вертикальную тягу
под передними крыльями и 38 сталкивался
с этой проблемой только при полете на
максимальной скорости
но поскольку самолёты стали двигаться
все быстрее требовалось найти более
постоянные решения и появилась
стреловидное крыло в отличие от прямых
крыльев когда сто процентов воздушного
потока двигается параллельно фюзеляжу
самолета
стреловидные крылья позволяют потоку
воздуха двигаться вдоль крыла это
явление называется поток вдоль размаха и
в отличие от воздуха который пересекает
крылья он
разгоняется выше скорости самолета
кстати
воздух пересекающей крыло называется
поток вдоль хорды линии которая идет от
края переднего крыла до края заднего и
вопреки моим ожиданиям это не будет
направлением падения зарядки вашего
телефона если вы в бешенстве выбросить
ее и из окна
да мне это знакомо и даже если вы в
состоянии сдержать свои эмоции по
отношению к батарее на борту довольно
легко что нибудь потерять расскажите в
комментариях приходилось ли вам терять
что-нибудь ценное в самолете и даже не
обязательно в самолете если вы уронили
телефон во время полета на воздушном
шаре то я точно хочу услышать эту
историю так где мы остановились при
низких скоростях самолету нужен высокий
поток вдоль хорды чтобы максимизировать
вертикальную тягу но чем ближе к
скорости звука составляющей чуть больше
1200 километров в час тем поток вдоль
размаха
становится все более подходящим
некоторые военные истребители такие как
американских grumman f-14 tomcat и
российский миг-23
могут изменять угол своих крыльев чтобы
получить максимум от этого эффекта
другие воздушные и космические суда
такие как avr вулкан и спейс-шаттл
используют треугольное дельтовидное
крыло чтобы решить ту же проблему она
более надежно но повышать площадь
сопротивление однако остается еще одна
проблема чем острее угол стреловидного
крыла
тем более самолет склонен к по мб озу
когда пилота говорят слова помпаж они не
используют его в том же смысле что
и автомобилиста в авиации помпаж
возникает когда количество воздуха
пересекающего крыло недостаточно чтобы
дать необходимую вертикальную тягу а так
как основная задача стреловидных крыльев
снизить воздушный поток вы уже
догадываетесь почему это может стать
проблемой помпаж может привести к тому
что пилот потеряет управление над
самолетом
и именно по этой причине так много людей
упорно пытались сделать так чтобы крылья
с обратной стреловидностью store
жизнеспособным вариантом
с стреловидными крыльями поток в долю
размаха несет воздух от фюзеляжа
кончиком крыльев в результате если
происходит помпаж он начинается от
кончиков крыльев и двигается к фюзеляжу
затрудняю управление машиной для пилота
однако если крылья сконструированы таким
образом что несут воздух по направлению
к фюзеляжу помпаж начнется ближе корпусу
самолета в результате воздух будет
двигаться вдоль закрылков позволяя
пилоту сохранять управление это не
исключит полностью риск помпажа но все
равно намного повысит безопасность
самолета представьте что крылья с
обратной стреловидностью это
тренировочная колеса на велосипеде
они не гарантируют что вы не упадете но
помогут вам сохранить управление если вы
потеряете равновесие
правда эта аналогия перестает работать
когда речь заходит о проблемах с
устойчивостью
о которых я говорил в начале видео в то
время как крылья с обратной
стреловидностью снижают сопротивление
их необычные аэродинамические свойства
склонны к скручиванию
и последующему разрушению крыла только в
80-х годах появились технологии которые
позволили построить крылья выдерживающие
такое давление и это возвращает нас к кв
29
вершине авиационных технологий 80-х
годов при помощи новейших материалов
разработанных наса и полетных
компьютеров ввс на деле что им наконец
удастся решить проблемы устойчивости
крыльев с обратной стреловидностью это
сработало ввс оказались ближе всех к
тому чтобы создать рабочую версию этой
концепции наконец полетный компьютер экс
29 сделал полет возможным но это
возможность была очень низкой даже с
тремя бортовыми компьютерами которые
постоянно вносили коррективы у пилотов
испытателей все равно возникали большие
трудности в управлении самолет но что
еще хуже незадолго до испытательного
полёта в одном из прототипов произошел
сбой из-за чего все три компьютера
сломались если бы это произошло в
воздухе пилот оказался бы в серьезной
опасности в итоге в 1991 году программа
x 29 закончилась и хотя за десятилетие
испытаний нас и ввс многому научились
рабочая конструкция самолета так и
осталось для них недосягаемой и все же
концепция крыльев с обратной
стреловидностью не забыто и возможно в
ближайшем будущем такие воздушные суда
станут реальностью
что же это было бы здорово
если вы сегодня узнали что-то новое для
себя поставьте этому лайк