Рецензия на лучший авторский фильм года
Фильм вышел недавно, поэтому постараюсь без сюжетных спойлеров.
3,5-часовая кинолента Мартина Скорсезе рассказывает историю реально существовавшего мафиозного киллера Фрэнка «Ирландца» Ширана.
Сюжет основан на документальном романе бывшего следователя (а ныне писателя) Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома», который был написан на основе многочисленных интервью с Шираном. Книга заинтересовала даже ФБР, но некоторые события подтверждения не нашли.
Режиссер красноречиво выбрал форму изложения от лица самого «Ирландца», оставляя правдивость истории на совесть рассказчика. А сам сосредоточился превращении историко-биографических событий в авторское высказывание.
Мартин Скорсезе и оскароносный сценарист Стивен Зеллиан («Список Шиндлера») трудились над проектом почти 10 лет, и после просмотра фильма понимаешь, насколько основательно проработан сценарий и хорош замысел автора.
А до финала «Ирландец» захватывает внимание зрителя высоким уровнем режиссуры и актерской игры, прекрасно воссозданной атмосферой старой Америки и достойным сочетанием напряженного психологического триллера, черного юмора и драмы.
Особенно хороши персонажи и многослойные диалоги, атмосфера и ритм. Все это вместе с закрученным в трех временных пластах сюжетом подчинено общему замыслу и режиссерской философии.
Фильм наполнен отсылками и скрытым подтекстом. Отдельные сцены проходят по грани между реализмом и метафорой.
И здесь самое время ответить на главный вопрос: почему Скорсезе решил снять этот фильм именно сейчас, с едва шагающим 75-летним Де Ниро в главной роли ? Ведь никакое цифровое омолаживание лиц не в состоянии скрыть преклонный возраст актеров.
На мой взгляд, автор сделал ставку на финальный художественный эффект.
Ведь это фильм про жизненный путь ганстера на фоне уходящей эпохи, про молодость и старость, преступление и возмездие.
И ни одна технология, режиссура или актерская игра не смогут так безжалостно правдиво передать состояние безысходности и тупика как сама угасающая жизнь.
Скорсезе нужно было дождаться, когда он сам и его актеры состарятся, чтобы понимать это состояние и максимально правдиво передать его на экране.
Этот штрих превращает картину Мартина Скорсезе в произведение искусства.