Найти тему
MegaCub

Внутри забытых станций-призраков некогда разделенного Берлина

Станция призраков Потсдамской площади
Станция призраков Потсдамской площади

Старая поговорка “то, что вы видите на поверхности, говорит только часть истории” не может быть более верной для такого города, как Берлин.

Пережив две мировые войны, разделенные железным занавесом, падением Берлинской стены и стремительным облагораживанием — все это в течение столетия — немецкая столица пропитана до мозга костей историей. Из — за этого, в отличие от других крупных городов, таких как Нью-Йорк или Париж, которые имеют более условно красивый внешний вид, чудеса Берлина находятся под суетой повседневной рутины и в недрах самого города-в его столетней системе метро.

Прокатиться по берлинским метро и скоростной железной дороге-это все равно что шагнуть в машину времени, вырваться из 2019 года в эпоху Холодной войны, когда западные берлинцы ежедневно путешествовали по социалистической территории Восточного Берлина через “станции-призраки”, известные как “Geisterbahnhöfe".”

Тускло освещенная призрачная станция
Тускло освещенная призрачная станция

Когда восточно-германское правительство ГДР построило Берлинскую стену утром 13 августа 1961 года, это не только положило конец свободе передвижения между Восточным и Западным Берлином, разрывая любовников, семьи и друзей в течение почти трех десятилетий, но и разделило сеть общественного транспорта Берлина на две части. Некоторые линии U-и S-Bahn полностью входили в одну половину города или в другую, а другие линии были разделены между двумя юрисдикциями, причем поезда ходили только до границы, а затем возвращались обратно.

Однако три линии-сегодняшние U6 и U8, а также туннель Nord-Süd на скоростной железной дороге-проходили через относительно короткий участок территории Восточного Берлина в центре города. Это означало, что пассажиры действительно путешествовали из Западного Берлина под Восточным Берлином. Однако они не могли покинуть поезд, пока он снова не достигал западного Берлина.

"Станция метро Potsdamer Platz: станция призраков с 1961 по 1989 год
”

Только представьте: вы находитесь на своем обычном утреннем пути на работу, когда вдруг из громкоговорителя раздается предупреждение: "последняя остановка в Западном Берлине! Затем вы медленно спускаетесь в подполье чужой страны под социалистическим правлением, где видите призрачных вооруженных восточно-германских охранников на тускло освещенных платформах, выглядывающих из узких щелей в кирпичных будках. Неудивительно, что западные берлинцы вскоре окрестили эти жуткие станции “станциями-призраками".

Восточногерманский охранник подсматривает за станцией метро
Восточногерманский охранник подсматривает за станцией метро
Лестницы на станции Западного Берлина в Восточном Берлине были запечатаны
Лестницы на станции Западного Берлина в Восточном Берлине были запечатаны
Станция призраков Потсдамской площади
Станция призраков Потсдамской площади

Хотя западно-берлинские карты метрополитена обозначали станции " Bahnhöfe, aus denen die Züge nicht halten” ("станции, на которых поезда не останавливаются"), восточно-берлинские карты метрополитена вообще не изображали западные линии или станции-призраки, часть скрупулезного перфекционизма действий ГДР по цементированию разделения города.

Старый Восточный Берлин S-Bahn & U-Bahn карта без линий Западного Берлина (via S-Bahn-Galerie.de)
Старый Восточный Берлин S-Bahn & U-Bahn карта без линий Западного Берлина (via S-Bahn-Galerie.de)

Делая все, что в их силах, чтобы предотвратить использование подземной транспортной системы для побега, были установлены ограждения из колючей проволоки, чтобы предотвратить бегство любых потенциальных беглецов в русло пути, и если кто-то сломает один или два барьера, сработает сигнализация.

Станция призраков Потсдамской площади
Станция призраков Потсдамской площади
Аварийная сигнализация на станции
Аварийная сигнализация на станции

Что касается подъездов, то вывески были убраны, дорожки замурованы, а лестницы заделаны бетонными плитами, полностью стирая станции с городского пейзажа.

Кирпичная стена, блокирующая туннель от Нордбанхофа до станции Потсдамская площадь.
Кирпичная стена, блокирующая туннель от Нордбанхофа до станции Потсдамская площадь.

На самой платформе охранники всегда работали парами, а старшие офицеры могли проводить внезапные проверки в любое время.

Восточно-германские пограничники
Восточно-германские пограничники

Несмотря на эти крайние меры, большое число попыток побега было фактически осуществлено самими пограничниками. Хотя большинство этих попыток потерпели неудачу, посадив потенциального беглеца в тюрьму ГДР, несколько счастливчиков были успешны в достижении “Земли Обетованной” капиталистического Запада.

Поскольку жизненно важная часть транзитной сети Западного Берлина находилась на территории Восточного Берлина, ремонтные работы на путях и туннелях были логистическим, не говоря уже о безопасности, кошмаром. Если бы западный поезд сломался на территории Восточного Берлина, пассажирам пришлось бы ждать появления Восточной пограничной полиции и сопровождать их.

Восточно-германские пограничники
Восточно-германские пограничники

Станция Фридрихштрассе, хотя и не была станцией-призраком, играла самую значительную роль в транспортировке пограничного сообщения между Западной Германией и ГДР. Это была не только единственная станция, на которой западные берлинцы могли остановиться в Восточном Берлине, но и единственный пересадочный пункт, где восточные и западные берлинцы могли пройти друг мимо друга незамеченными. Превратившись в крупный пограничный пункт, западные пассажиры могли переходить с одной платформы на другую, не покидая станции и не предъявляя документов. Пройдя через извилину туннелей и переходов, предназначенных для предотвращения любого прямого контакта с гражданами ГДР, западные люди с соответствующими документами могли также войти в Восточный Берлин здесь. Естественно, это не была улица с двусторонним движением, так как восточным берлинцам было запрещено покидать территорию ГДР, будучи “Gefangene im eigenen Land” (“заключенные в своей собственной стране”).

После падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года первые люди, которые вошли на станции-призраки, обнаружили, что они оправдали свое имя, а объявления и вывески на стенах остались неизменными с 1961 года.

Старая реклама на станции-призраке
Старая реклама на станции-призраке

Янновицбрюке стал первой станцией-призраком, вновь открывшейся для пассажирских перевозок 11 ноября 1989 года, через два дня после падения стены. Для облегчения пассажиров, направляющихся в Восточный Берлин или прибывающих из него, на станции был установлен контрольно-пропускной пункт восточно-германской таможни и пограничного контроля. Поскольку старые вывески до 1961 года разрушались от старости и отсутствовали конечные станции линий после 1961 года, на платформах были развешаны нарисованные от руки знаки назначения.

Открытие станции метро jannowitzbrücke линии метро
Открытие станции метро jannowitzbrücke линии метро

Перенесемся на четверть века вперед, к сегодняшнему дню, и почти невозможно понять, что эти бывшие станции-призраки, теперь пульсирующие повседневной суетой городского мегаполиса, когда-то принадлежали совсем другой стране.

Станция скоростной железной дороги Potsdamer Platz в 2012 году
Станция скоростной железной дороги Potsdamer Platz в 2012 году
Станция Потсдамской площади в 2012 году
Станция Потсдамской площади в 2012 году

Сразу после падения Берлинской стены Томас Венцель, Майкл Рихтер и Хайнц Кноблох запечатлели этот уникальный этап истории посредством интервью и фотографий в своей книге Geisterbahnhöfe: Westlinien unter Ostberlin, опубликованной в 2002 году. Берлинская станция Nordbahnhof имеет бесплатную постоянную выставку под названием "пограничные и призрачные станции в разделенном Берлине", которая рассказывает о жизни в тени пограничных установок, подчеркивая явную абсурдность разделения. Изучая подземную архитектуру города, Берлинское общество "Берлинер Унтервельтен" также проводит экскурсии на английском языке по заброшенным железнодорожным туннелям, бункерам времен Второй мировой войны, туннелям эвакуации Берлинской стены, бомбоубежищам времен Холодной войны, пещерам и заброшенным подвалам пивоварни.

В типичном утреннем переезде на работу в 2019 году, когда по громкоговорителю U-Bahn приходит предупреждение “ " Следующая остановка: Потсдамская площадь!” и когда вы спускаетесь на ярко освещенную, свежевыкрашенную станцию, поезд останавливается, двери открываются, и музыканты-музыканты входят в вагон, подпоясывая: "времена, они меняются!”

Старая надпись, обозначающая границу Советского Берлина при въезде в туннель Штеттинер, пешеходный туннель, закрытый с 1958 года
Старая надпись, обозначающая границу Советского Берлина при въезде в туннель Штеттинер, пешеходный туннель, закрытый с 1958 года
изображение берлинской станции призраков Stadtmitte в 1989 году
изображение берлинской станции призраков Stadtmitte в 1989 году