История первой чеченской войны в рапортах, докладах и донесениях. Декабрь 1994 — февраль 1995 г.
Эти строки написаны на излете 2000 года. Шла вторая чеченская война. Там, в постылой Чечне, гибли наши ребята. И тем не менее уже арестован и брошен в тюрьму кровавый террорист Радуев, убиты многие его приспешники, те, кто резал, взрывал, сжигал заживо. Стиснув зубы, мы упорно шли вперед и, я верил, должны были добить террористов.
Да и ситуация, право же, совсем иная, чем, к примеру, в 1994–1995 годах. К семьям погибших моряков-подводников, десантников, сложивших голову в Чечне, приезжал Президент. Да, безутешно горе родителей, но власть по крайней мере уже не забывает их. Так и должно быть.
Но еще за каких-нибудь пять–шесть лет до этого не было ничего подобного. Ни высокого внимания, ни слов в поддержку, ни материальной помощи. Были разве что «плевки» СМИ в спину. А ведь у тех тысяч геройски погибших в первой чеченской тоже есть отцы и матери, жены и дети.
И поэтому нам никак нельзя забывать о том страшном времени. Ведь армия, которая воевала в Чечне в 1999-2000, – это другая армия. И воюет она в другое время. Неужто те, кто полег в первую чеченскую, так и останутся обманутыми и оклеветанными. Этого быть не должно, и поэтому наш журнал будет возвращаться в то время постоянно и вспоминать о героях той войны.
Сегодняшний наш рассказ основан на уникальных документах – рапортах, докладах, донесениях первой чеченской войны.
Нас учили, что «победу надо искать малым трудом и малой кровью». В этом и заключается суть военного искусства.
Трудно называть боевые операции, что проходили в Чечне, военным искусством. Ибо искусство состоит, прежде всего, в том, чтобы «обеспечить себе свободу действий», как учил грек Ксенофонт. И сдается мне, он был мудрым человеком.
Что имелось в виду под «свободой действий»? Право принять бой, когда это выгодно. Нападать на врага, когда ты сильнее. Начать боевые действия в то время и в том месте, где победа достанется легко.
Увы, никакой «свободы действия» у наших военных не было. Все наоборот. Бой мы приняли тогда, когда было выгодно не нам, а скорее противнику. Напали на врага, сами едва держась на ногах. Начали воевать в то время и в том месте, где победа досталась неимоверно трудно.
Все, что происходило там, я бы определил как самопожертвование, героизм и мужество солдат и офицеров Российской армии.
Пусть звучат строки опаленных войной фронтовых донесений.
Продолжение следует Следующая статья о