Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Одержимая" (1981)

Марк возвращается из длительной командировки в Западный Берлин, но с первых минут становится ясно, что его брак с Анной трещит по швам. Анна отрицает наличие любовников, но Марк узнает о ее лжи и, закатив скандал в кафе, уходит из семьи. Не выдержав трехнедельной разлуки с женой, Марк возвращается домой, обнаружив фактически брошенного сына Боба и у него с Анной происходит потасовка с рукоприкладством. Сходя с ума от ревности и любви к Анне, Марк нанимает частного детектива для шпионажа за женой…

«Одержимая» начинается как очень экспрессивная семейная драма со всеми стандартными элементами. Муж, редко бывающий дома, сексуально неудовлетворенная жена, любовный треугольник, находящийся посередине семейной свары сын, переживающий все это глубоко в себе. Однако, после первых восьми минут картины, автор начинает постоянно нагнетать напряжение и усугублять атмосферу безумия. Через некоторое время, режиссер делает жанровый разворот на 360 градусов.

Во второй половине фильма Анджей Жулавски вводит в картину лейтмотив отсутствия веры и замены ее суррогатом, столь известную русскому зрителю по романам Достоевского. Все члены любовного треугольника по-своему пытаются заменить Бога: Марк безумной любовью к Анне, Хайнрих дзен-буддизмом и наркотиками, а Анна идет дальше всех и создает себе своего собственного Бога. Действия Анны можно охарактеризовать следующей цитатой из «Бесов» Достоевского: «Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое…».

Также важную роль в фильме играет мотив двойничества, начиная с выбора места действия в Западном Берлине и частым мельканием в кадре Берлинской стены, за которой расположился город-двойник Восточный Берлин. В дополнение, еще в первой половине фильма Марк встречает школьную учительницу Боба Хелен – копию Анны, но полный антипод во всем остальном, - добрую, заботливую и испытывающую искренние материнские чувства к ребенку. Мотив двойничества используется в фильме в соответствии с классическими литературными канонами – теза и антитеза, светлая и темная сторона.

-2

Но к какому же жанру отнести этот фильм? Хоррор? Семейная драма? Притча? Политический триллер? Все вместе? Мой Вам совет - Анджей Жулавски терпеть не мог ярлыки и поэтому, смотря его фильмы, не пытайтесь подогнать их под шаблоны. А в завершение, мне просто хочется сказать, что Анджей Жулавски создал фильм, который одновременно завораживает и вызывает отвращение. «Одержимую» очень трудно смотреть, но если вы выдержите до конца, то этот фильм никогда не сотрется из вашей памяти.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/8947.html.