С запада приходит к нам не только что-то хорошее. К примеру, услышав заморское слово "shopping", у просвещённого человека довольно быстро возникает ассоциация о походе в магазин без какой-то определённой цели. Проще говоря - это довольно бессмысленное времяпрепровождение, которое при этом способно вытянуть из кошелька человека довольно приличную сумму.
Этим недугом страдают в наше время не только женщины, но и мужчины. Но пока сильный пол покупает себе вторую надувную лодку, ещё два удилища и три набора блесен, женщины идут по магазинам, чтобы приобрести восьмую шубку и 102 свитерок.
Шопоголизм приобретает в наше время немыслимые масштабы, поэтому шопоголиков уже начали разделять на три основные группы.
Так шопоголик 1-й категории любит регулярно выбираться в ближайшие гипермаркеты и бутики, но при этом довольно редко что-то покупает. Эта категория располагает довольно внушительным запасом времени, но при этом понятия не имеет, как этим временем следовало бы правильно распорядиться. Вот и "шляются" они по магазинам, лишь изредка приобретая понравившуюся им вещь.
Если же в магазин явился шопоголик 2-й категории, то можете быть уверены в том, что он явился не с пустым кошельком. И сегодня он усиленно будет стараться помочь продавцам выполнить суточный, а то и недельный план продаж.
Ни о какой рациональности в их покупках, в сущности своей, речи быть не может. Они запасаются вещами "про запас", растрачивая весь доступный им лимит дебетовых и даже кредитных карт. И они, как правило, не останавливаются до тех самых пор, пока полностью не израсходуют предназначенные для их покупок деньги.
В некоторых случаях можно повстречать людей, которые уже не входят в 1-ю категорию, но и ещё не перешли во вторую группу. Их можно причислить к отдельной группе шопоголиков, которых можно назвать рационалами.
Хотя они очень любят бездарно тратить своё время, путешествуя по бесчисленному количеству магазинов, но при этом они до сих пор не превратились в фанатов бестолковых покупок. Они таким способом отвлекаются от повседневных забот, устраивая себе "магазинные" выходные, но при этом если и приобретают некоторое количество вещей, то укладываются в разумные бюджеты. На текущем жизненном этапе посещение магазинов для них - скорее пристрастие, а не тяжелая форма "заболевания".
Опытные продавцы довольно успешно научились разделять шопоголиков на полезных и бесполезных. К бесполезным (а иногда даже вредным) группам они причисляют тех посетителей магазина, которые приходят к ним в магазин, проводят в нём достаточно много времени, меряют и осматривают целую гору вещей, но при этом ничего не покупают. С продавцами и консультантами они могут вести себя довольно бесцеремонно.
Но если "молодые" продавцы могут попасться на уловку, стараясь угодить беспардонным посетителям, то опытные продавцы точно знают, что представители данной категории лишь потратят их время, но ни за что в итоге не заплатят. Их приход в магазин превращается в бесконечный изматывающий процесс изучения всего ассортимента товара. И через какое-то время они найдут подходящий повод, который позволит им беспрепятственно покинуть стены магазина.
Довольно быстро продавцы вычисляют и самую любимую категорию посетителей. Это те люди, которые приобретают практически всё, до чего успеют дотянуться. Они обычно перемещаются по магазину с величественным видом, неряшливо дотрагиваясь то до одного товара, то до другого. Они именно не осматривают товар, а непременно пытаются его потрогать. Но продавцы обычно прощают им даже серьезные шалости и небольшие скандалы, потому что если им удаётся расположить к себе таких покупателей, то касса их магазина пополнится на значительную сумму. А это уже попахивает похвалой работодателя и щедрыми комиссионными.
С совершенствованием цифровых технологий шопоголизм начинает приобретать масштабы настоящей эпидемии. Современным шопоголикам уже даже не нужно переступать порог современного магазина или гипермаркета. Большинство групп товаров с успехом продаются через Интернет. Достаточно лишь наполнить бездонную электронную корзину и оформить заказ на понравившиеся товары. Останется лишь дождаться курьера, который всё это доставит до нужной двери.
Но можно ли как-то избавиться от пагубной напасти под названием шопоголизм? Очень многое зависит от конкретного человека. Нет, методики, безусловно, разработаны, но они способны принести эффект лишь в том случае, если сам человек осознаёт опасность и готов с ней начать бороться.
Один из действенных вариантов - начисление положительных или отрицательных баллов за совершённые в магазинах покупки. Как это работает? Оплачивая товар с помощью пластиковой карты, вы впоследствии можете оценить свою покупку положительными или отрицательными баллами. Если покупка оказалась полезной, то вы начисляете себе, скажем, 5 баллов. За "плохую" покупку вы должны списать эти же самые 5 баллов.
Если вы тратите деньги только на "скверные" приобретения, то ваш счёт будет постоянно в отрицательной зоне. Если количество "хороших" и "плохих" покупок сравняется, то вы должны увидеть на счёте 0 баллов. А если вы совершаете только "полезные" покупки, то на вашем счёте будут красоваться, к примеру, 100 или даже 200 баллов.
Но проблема состоит в том, что любой шопоголик сам оценивает свои покупки. А это значит, что практически любую покупку он может оправдать, начислив себе исключительно положительные баллы за совершённые покупки. Чтобы увидеть объективные результаты, вы можете поручить оценку собственных покупок какому-то стороннему лицу. Только разыщите человека, который сумеет выставить вам корректные и объективные оценки.
Научитесь группировать те покупки, которые вы оценили положительными или отрицательными баллами. Важно сделать так, чтобы покупки с отрицательными баллами постоянно были у вас перед глазами. Вы их можете наблюдать на экране своего мобильного телефона, а можете выписать на отдельный лист и повесить на видное место.
Взять под контроль постоянную привычку заниматься шопингом позволит планирование бюджета. В начале месяца выделите заданную сумму на "магазинный" отдых, ни при каких обстоятельствах не превышая условленный бюджет. Старайтесь ограничивать количество часов, которое вы можете проводить в магазинах. Ведь чем меньше товаров вы успеете увидеть, тем меньше сумеете в итоге купить. Заходите только в тот магазин, который вам действительно необходимо сегодня посетить, а другие просто обходите стороной.