В 1386 году из Орды бежал юный княжич Василий Дмитриевич старший сын великого князя Московского Дмитрия Донского. Событие само по себе интересное, вполне способное лечь в сюжет приключенческой повести. А давайте попробуем найти здесь тему для исторического романа? Или даже исторического исследования?
Ведь давно известно, что если расположить рядом многие события, произошедшие в одно время и в одном месте, то часто образуются довольно интересные сочетания.
Юный Василий очутился в Орде после знаменитого похода Тохтамыша на Москву в 1382 году. Его папу тогда обязали платить дань по полной мерке старых времён, а не по договорным ставкам времён замятни в Орде. А в качестве гаранта прихватили старшего сына. Практика довольно распространённая в те времена.
Такого рода почётные заложники жили при многих дворах. Так как официально они считались гостями государя, то жизнь их никак нельзя было назвать полной лишений. Тем более жизнь в столице Золотой Орды того времени. Орда переживала тогда свой ренессанс. После многих десятилетий войн и смут возвращалось былое благополучие. Во всяком случае блеска, роскоши, умных собеседников и впечатлений здесь было намного больше, чем в захудалой Москве. Так чего бежал?
И бежал ли?
Учитывая очень юный возраст Василия и направление, куда он навострил лыжи, можно смело предположить, что княжича просто напросто похитили. Кто? Давайте посмотрим.
Ведь убежал он вовсе не папе Донскому, который скорее всего, сразу отправил беглеца обратно, а в валашские земли. Откуда его вскоре вывез «случайно» проезжавший мимо митрополит Киприан.
Этот пастырь, столь удачно оказавшийся в нужное время в нужном месте, имел самое прямое отношение к событиям 1382 года. В результате которых Василий и угодил в Орду.
Так что давайте вернёмся чуть-чуть назад.
Дело в том, что Киприан получил назначение на митрополичью кафедру вопреки желанию Дмитрия Донского. И, наоборот, при содействии великого князя Литовского. В Константинополе, которому подчинялась тогда Русь, попытались таким образом восстановить единство киевской митрополии, которая при митрополите Алексее фактически разделилась на две части. Московскую и литовскую. В соответствии с политическими реалиями.
Ни московский, ни литовский князья были не против объединения. Но, каждый не хотел видеть в Доме Богородицы чужого ставленника.
Прибавьте к этому то, что митрополиту подчинялось православное население Золотой Орды и получите уже почти полную картину. Вернее, почти полную.
Потому что, московская часть митрополии ещё входила в состав Золотой Орды, а литовская была уже независимой. А сам митрополит назначался Византией, которую в то время давили турки, и которая искала помощи везде, где можно. В частности, в Польше.
Так вернёмся во времена Куликовской битвы. Как раз в эту пору умер митрополит Алексей и встал вопрос о преемнике. Вопрос не праздный, так как митрополичий полк был тогда сильнейшим военным соединением на Руси.
Естественно Дмитрий, который ещё не был Донским, постарался поставить на эту должность своего ставленника и тёзку. «Митяя» одноимённой древнерусской повести. Против подобного наезда на независимость церкви выступили видные религиозные деятели. В том числе Сергий Радонежский. Кроткий старец незлобиво предсказал? «Митяй до Царьграда не доберётся». И что вы думаете? Тот скоропостижно скончался прямо у входа на рейд Константинополя. Вот и не верь после этого в прозорливость святых людей.
А на Москву прибыл именно тот, кого хотел Сергий. Киприан.
Дмитрий поначалу заупрямился и на Москву того не допустил. Но, стоявшие на пороге войска Мамая научили его благоразумию. А то быть бы Дмитрию не Донским, а вторым Митяем.
В общем Сергий князя благословил, поставил над митрополичьим полком бояр Пересвета и Ослябю. А вы правда думали, что они монахи? Давшие обет милосердия и послушания?
Но, при первой же возможности, князь Киприана в 1382 году из Москвы выгнал. И вот четыре года спустя, пастырь «случайно» оказывается причастным к побегу (или всё-таки похищению) юного Василия. Во всяком случае, Киприан и Василий оказываются при дворе великого князя Литовского Витовта. Там парубка быстро женят на Витовтовой дочке Софье.
Сами понимаете, не успел его папа через три года отправиться к своему другу Митяю, а Василий занять отцовский стол, как Киприан торжественно сел на московскую кафедру.
Но, это будет потом. А что сейчас, в году 1386-м?
А в этом самом году Польша вступила в унию с Литвой, а литовский князь Ягайло стал польским королём. Женившись на королеве Ядвиге и приняв католичество.
Да-да, папа римский совсем не чужой в нашей истории.
Именно он обещал Византии помощь западных держав в отражении турецкой агрессии. В обмен на подчинение ему православной церкви. Император Иоанн V всё это обещал. А турки уже захватили Болгарию и стояли у ворот Сербии. Кстати, Киприан был по мнению одних болгарином, по мнению других сербом.
Теперь, когда я всё это рассказал, сами подумайте, кому было выгодно, чтобы наследник московского престола так удачно убежал из Орды и встретился в южных степях с митрополитом Киприаном. Тем более, что в Сарае было полным полно генуэзских и венецианских купцов, католических и православных монахов, греков, русских и всякого прочего сомнительного народа.
Хотя, возможно, это всё просто совпадение. Стечение обстоятельств.
Причём не последнее.
В этом самом 1386 году в самой Орде был раскрыт заговор. О его подробностях мне ничего неизвестно. Знаю только, что два его участника бежали в Среднюю Азию под крылышко к набиравшему силу Тимуру.
Один – царевич Темир-Кутлуг, второй – его родственник ногайский бий Едигей. Мы ещё не раз встретимся с ними на страницах истории. Один станет ханом Золотой Орды, второй – её всесильным правителем. Пока же они бессильные беглецы при дворе могучего Тимура.
А именно 1386 год стал переломным во взаимоотношениях Тимура и Тохтамыша. Всего несколько лет назад Тимур помог Тохтамышу занять престол в Синей Орде. И вот теперь тот, уже подчинив всю Золотую Орду, сначала стал спорить с бывшим патроном из-за Хорезма, а потом вступил в открытую конфронтацию в Азербайджане.
В 1386 году разногласия переросли в войну.
Она докатится и до наших мест. Тимур дважды побывает в наших краях. В 1391 году, когда состоялась знаменитая битва при Кондурче и в 1395 году, когда Тимур шёл из Предкавказья на Укек (у нынешнего Саратова) и дальше на Русь.
Так что в 1386 году в Орде было больше чем достаточно желающих заварить кашу, хлебать которую позже придётся от Самарканда до Дуная.
А вот для другого участника нашей истории в 1386 году всё кончилось. Русские хроники глухо сообщили, что Тохтамыш убил свою жену Тулунбек-ханум.
Можно было бы и не обращать внимание на этот факт, но это имя встречалось на монетах отчеканенных в Сарае и Мохше в 1372 году. Причём, Тулунбек-ханум именовалась царицей. Историки по сей день спорят о личности этой женщины.
Меня же привлекло то, что её имя связано с Мохши, небольшим городком недалеко от наших мест. Сейчас оно называется Наровчат.
Но, об этом как-нибудь в другой раз.