Найти тему
Вера Донская-Хилько

Что скрывается за "Чёрным квадратом"

Чёрный квадрат. Цвета как сигналы, указующие путь.

Казимир Малевич, Чёрный супрематический квадрат. 1915, Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Казимир Малевич, Чёрный супрематический квадрат. 1915, Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Чёрный квадрат» кисти Каземира Малевича одна из самых обсуждаемых картин, которая по замыслу является частью триптиха, в составе которого должен выставляться «Чёрный круг» 1915г. частная коллекция и «Чёрный крест» 1915г.х.м.,79х79см., Центр Помпиду, Париж.

-2

Все три фигуры триптиха являются древнейшими символами и от значения космополитического и биологического переходят к социальному и политическому.

Чёрный цвет, как сказано в главе о цвете - цвет ада, ночи, цвет буржуазии, символ черносотенных общественных отношений… Все грязные дела, беспредел творятся ночью, в темноте. ("Семиотика портрета. Курс семиотики портрета и ню" В.Донская-Хилько,Г.Хилько, Москва, 2019)

Этот триптих экспонировался на выставке под названием «0,10»(ноль-десять) и точно показал расклад политических сил в стране на момент 1915 года языком простых геометрических фигур.

Круг – это жизнь, это солнце, золото, целостность, цикл, движение. На картине круг смещён в правый верхний угол. Поскольку на момент написания картины правила монархия, то прочитать можно как - Круг жизни правых буржуазных сил. Чёрное солнце взошло как для правых, так и для левых на кануне революции. Все три картины были написаны в период первой мировой войны, начавшейся в 1914 году.

-3

Квадрат , имея четыре стороны и четыре угла, символизирует время и теснейшим образом связан с символикой числа 4: четыре времени года — весна, лето, осень и зима; четыре части суток — утро, день, вечер и ночь; четыре возраста (стадии) человеческой жизни — детство, юность, зрелость и старость; божественное единство (три стороны квадрата — Троица, а четвёртая — единство); власть и всемогущество; четыре стороны света — север, юг, запад и восток.

-4

Квадрат чёрного цвета и как символ разрушения старого. «К семантике чёрных прямоугольных фигур»: в еврейских домах по традиции оставляли некрашеный (или рисовали чёрный) прямоугольник на стене — в память о разрушенном Иерусалимском храме.» (К.С.Букша «Малевич» 2013г. изд. «Молодая Гвардия», 336 стр.)

Время чёрных сил, время чёрной буржуазии, на момент 1915 года. Выставка «Чёрный квадрат в красном углу» 1915г. «Икона русского авангарда», как потом окрестили «Чёрный квадрат», висела в «красном углу» комнаты, не в смысле «красивом», а в смысле коммунистическом, большевистском, левом ( в смысле левого движения), - красном, но при этом будучи «чёрным квадратом». Как сам Малевич впоследствии в письме Матюшину называл новую власть «Тёмные председатели».

Крест. др.-греч. staoros — «крест», «кол», «шест».

Крест — знак смерти, у А. А. Ахматовой «А здесь уж белая дома крестами метит…» 11 января 1920 г.

«Чёрный крест» 1915г.х.м.,79х79см., Центр Помпиду, Париж.
«Чёрный крест» 1915г.х.м.,79х79см., Центр Помпиду, Париж.

Могила чёрных сил, все смертны, мemento mori, с лат. — «помни о смерти», «помни, что смертен». Универсальный символ единства жизни и смерти. Линия вертикальная — небесная, духовная, а горизонтальная является земной, пассивной, отрицательной и женской.

Круг – жизнь, квадрат – время, крест – смерть.

Женщина в двух измерениях

В этом же 1915 году он написал «красный квадрат» (Государственный Русский музей) с вытянутым вверх правым углом. На обороте написано «Женщина в двух измерениях». Женщина - символ страны. Два измерения – это два класса, рабочий и крестьянин. Поскольку подготовкой революции занималась правая буржуазия, а не простой народ, поэтому верхний правый угол вытянут вверх. Не удивительно, что в 1920 году сам Малевич написал об этой картине: «в общежитии он получил еще значение» «как сигнал революции». Это и был сигнал революции, потому что точно такой же красный квадрат он написал, когда пришли к власти «красные» (большевики) в 1917 году (картина находится за рубежом).

-6

В 1918 году Каземир Малевич написал белый квадрат, под названием «Белое на белом» холст, масло. 79,4 × 79,4см., Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк. По отношению к формату холста, квадрат сдвинут таким образом, что больше напоминает ромб, символ холодного казённого дама. В 1918 году шла Гражданская война и полегло много народа с обеих сторон. Белый в данной конкретной ситуации можно трактовать как зима, как саван и смерть, так как сам квадрат написан с чуть голубоватым оттенком. Из символики чисел, если сложить все цифры размера холста 79,4 × 79,4 см ( 7+9=16, 1+6 = 7+4 = 11, 1+1=2, затем второе число 7+9=16, 1+6 = 7+4 = 11, 1+1=2, 2+2 = 4), то получится 4 – символ времени – холодное время и 8 углов в формате холста – символ войны и насилия.

-7

Расположение квадрата в правом верхнем углу, скорее говорит о том, что для «белого движения» исход войны будет трагичным.

Белый цвет вокруг квадратов, круга и креста символизирует будущее. А какое именно будущее, указывает фигура и её цвет: круглое, чёрное, красное, зимней стужи или кладбищенской тишины.

Конечно никакой живописи (в традиционном понимании) – лессировок, валёров и композиции в супрематических квадратах Малевича нет. Голая философия и идеология. Сам Малевич, настолько был увлечён идеей супрематизма, что написал на эту тему 5 томов. И когда пишут, что "Чёрный квадрат" это "негры в чёрной комнате" или "негры собирают уголь в чёрной шахте" или что-то подобное, - вас дурачат либо дурачки, которые сами не поняли что сказали, либо сознательно.

Если обратиться к биографии Каземира Малевича, то мы увидим, что художник занимал весьма серьёзные посты.

Членом ИЗОНаркомпроса РФ, а также комиссаром по охране памятников Кремля(!), могли поставить только идеологически зрелого художника. Никакой реалист-романтик, даже с очень хорошей школой, попасть на такую должность не мог (и не может до сих пор), это было не в планах архитекторов западного (американского) проекта, которые по сей день высоко держат планку без образного или безобразного искусства.

Выдержки из биографии Каземира Севериновича Малевича:

В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. На этой же должности был Илья Глазунов, тоже художник-идеолог.

«Летом 1917 года Малевич активно занимается политикой; его брат Мечислав — пропагандист на транспорте во время Корниловского мятежа, старый приятель Кирилл Шутко, с которым Малевич делал ещё революцию 1905 года, входит в исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, непосредственно занимается подготовкой вооружённого восстания. Потому неудивительно, что в августе 1917 года Малевича избрали в Московский совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а сразу после Октябрьской революции он стал комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в том числе в Кремле.» К.С.Букша «Малевич» 2013г. изд. «Молодая Гвардия», 336 стр.

В июне 1918 года Малевич вместе с другими авангардистами привлечен Луначарским к работе в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО) в Москве.

В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗОНаркомпроса»

Наркомпрос - Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

Народный комиссар - Сове́т наро́дных комисса́ров СССР (офиц. Совнарком СССР)— высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти Союза Советских Социалистических Республик в период c 1923 по 1946 годы.

«Но, так как он никогда не ставил ни на революцию, ни на большевизм; никогда не отдавал всего себя и всё своё искусство никакой идее, кроме супрематической, — его разочарование впоследствии было хоть и сильным, но не смертельным. По большому счёту в его мировоззрении ничего не изменилось ни в результате революции, ни в конце 1920-х, когда стало ясно, что авангард не нужен.» К.С.Букша «Малевич» 2013г. изд. «Молодая Гвардия», 336 стр.


Также можно почитать:

На билете Банка России – учебный корабль аргентинских ВМС «Либертад»

Глава 49. Портрет в кино

Шифр Санкт-Петербурга. Читаем город как текст

Синяя борода. Тайный язык в кино. Разбор фильма