Чёрный квадрат. Цвета как сигналы, указующие путь.
«Чёрный квадрат» кисти Каземира Малевича одна из самых обсуждаемых картин, которая по замыслу является частью триптиха, в составе которого должен выставляться «Чёрный круг» 1915г. частная коллекция и «Чёрный крест» 1915г.х.м.,79х79см., Центр Помпиду, Париж.
Все три фигуры триптиха являются древнейшими символами и от значения космополитического и биологического переходят к социальному и политическому.
Чёрный цвет, как сказано в главе о цвете - цвет ада, ночи, цвет буржуазии, символ черносотенных общественных отношений… Все грязные дела, беспредел творятся ночью, в темноте. ("Семиотика портрета. Курс семиотики портрета и ню" В.Донская-Хилько,Г.Хилько, Москва, 2019)
Этот триптих экспонировался на выставке под названием «0,10»(ноль-десять) и точно показал расклад политических сил в стране на момент 1915 года языком простых геометрических фигур.
Круг – это жизнь, это солнце, золото, целостность, цикл, движение. На картине круг смещён в правый верхний угол. Поскольку на момент написания картины правила монархия, то прочитать можно как - Круг жизни правых буржуазных сил. Чёрное солнце взошло как для правых, так и для левых на кануне революции. Все три картины были написаны в период первой мировой войны, начавшейся в 1914 году.
Квадрат , имея четыре стороны и четыре угла, символизирует время и теснейшим образом связан с символикой числа 4: четыре времени года — весна, лето, осень и зима; четыре части суток — утро, день, вечер и ночь; четыре возраста (стадии) человеческой жизни — детство, юность, зрелость и старость; божественное единство (три стороны квадрата — Троица, а четвёртая — единство); власть и всемогущество; четыре стороны света — север, юг, запад и восток.
Квадрат чёрного цвета и как символ разрушения старого. «К семантике чёрных прямоугольных фигур»: в еврейских домах по традиции оставляли некрашеный (или рисовали чёрный) прямоугольник на стене — в память о разрушенном Иерусалимском храме.» (К.С.Букша «Малевич» 2013г. изд. «Молодая Гвардия», 336 стр.)
Время чёрных сил, время чёрной буржуазии, на момент 1915 года. Выставка «Чёрный квадрат в красном углу» 1915г. «Икона русского авангарда», как потом окрестили «Чёрный квадрат», висела в «красном углу» комнаты, не в смысле «красивом», а в смысле коммунистическом, большевистском, левом ( в смысле левого движения), - красном, но при этом будучи «чёрным квадратом». Как сам Малевич впоследствии в письме Матюшину называл новую власть «Тёмные председатели».
Крест. др.-греч. staoros — «крест», «кол», «шест».
Крест — знак смерти, у А. А. Ахматовой «А здесь уж белая дома крестами метит…» 11 января 1920 г.
Могила чёрных сил, все смертны, мemento mori, с лат. — «помни о смерти», «помни, что смертен». Универсальный символ единства жизни и смерти. Линия вертикальная — небесная, духовная, а горизонтальная является земной, пассивной, отрицательной и женской.
Круг – жизнь, квадрат – время, крест – смерть.
Женщина в двух измерениях
В этом же 1915 году он написал «красный квадрат» (Государственный Русский музей) с вытянутым вверх правым углом. На обороте написано «Женщина в двух измерениях». Женщина - символ страны. Два измерения – это два класса, рабочий и крестьянин. Поскольку подготовкой революции занималась правая буржуазия, а не простой народ, поэтому верхний правый угол вытянут вверх. Не удивительно, что в 1920 году сам Малевич написал об этой картине: «в общежитии он получил еще значение» «как сигнал революции». Это и был сигнал революции, потому что точно такой же красный квадрат он написал, когда пришли к власти «красные» (большевики) в 1917 году (картина находится за рубежом).
В 1918 году Каземир Малевич написал белый квадрат, под названием «Белое на белом» холст, масло. 79,4 × 79,4см., Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк. По отношению к формату холста, квадрат сдвинут таким образом, что больше напоминает ромб, символ холодного казённого дама. В 1918 году шла Гражданская война и полегло много народа с обеих сторон. Белый в данной конкретной ситуации можно трактовать как зима, как саван и смерть, так как сам квадрат написан с чуть голубоватым оттенком. Из символики чисел, если сложить все цифры размера холста 79,4 × 79,4 см ( 7+9=16, 1+6 = 7+4 = 11, 1+1=2, затем второе число 7+9=16, 1+6 = 7+4 = 11, 1+1=2, 2+2 = 4), то получится 4 – символ времени – холодное время и 8 углов в формате холста – символ войны и насилия.
Расположение квадрата в правом верхнем углу, скорее говорит о том, что для «белого движения» исход войны будет трагичным.
Белый цвет вокруг квадратов, круга и креста символизирует будущее. А какое именно будущее, указывает фигура и её цвет: круглое, чёрное, красное, зимней стужи или кладбищенской тишины.
Конечно никакой живописи (в традиционном понимании) – лессировок, валёров и композиции в супрематических квадратах Малевича нет. Голая философия и идеология. Сам Малевич, настолько был увлечён идеей супрематизма, что написал на эту тему 5 томов. И когда пишут, что "Чёрный квадрат" это "негры в чёрной комнате" или "негры собирают уголь в чёрной шахте" или что-то подобное, - вас дурачат либо дурачки, которые сами не поняли что сказали, либо сознательно.
Если обратиться к биографии Каземира Малевича, то мы увидим, что художник занимал весьма серьёзные посты.
Членом ИЗОНаркомпроса РФ, а также комиссаром по охране памятников Кремля(!), могли поставить только идеологически зрелого художника. Никакой реалист-романтик, даже с очень хорошей школой, попасть на такую должность не мог (и не может до сих пор), это было не в планах архитекторов западного (американского) проекта, которые по сей день высоко держат планку без образного или безобразного искусства.
Выдержки из биографии Каземира Севериновича Малевича:
В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. На этой же должности был Илья Глазунов, тоже художник-идеолог.
«Летом 1917 года Малевич активно занимается политикой; его брат Мечислав — пропагандист на транспорте во время Корниловского мятежа, старый приятель Кирилл Шутко, с которым Малевич делал ещё революцию 1905 года, входит в исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, непосредственно занимается подготовкой вооружённого восстания. Потому неудивительно, что в августе 1917 года Малевича избрали в Московский совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а сразу после Октябрьской революции он стал комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в том числе в Кремле.» К.С.Букша «Малевич» 2013г. изд. «Молодая Гвардия», 336 стр.
В июне 1918 года Малевич вместе с другими авангардистами привлечен Луначарским к работе в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО) в Москве.
В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём.
В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗОНаркомпроса»
Наркомпрос - Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Народный комиссар - Сове́т наро́дных комисса́ров СССР (офиц. Совнарком СССР)— высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти Союза Советских Социалистических Республик в период c 1923 по 1946 годы.
«Но, так как он никогда не ставил ни на революцию, ни на большевизм; никогда не отдавал всего себя и всё своё искусство никакой идее, кроме супрематической, — его разочарование впоследствии было хоть и сильным, но не смертельным. По большому счёту в его мировоззрении ничего не изменилось ни в результате революции, ни в конце 1920-х, когда стало ясно, что авангард не нужен.» К.С.Букша «Малевич» 2013г. изд. «Молодая Гвардия», 336 стр.
Также можно почитать:
На билете Банка России – учебный корабль аргентинских ВМС «Либертад»