Найти в Дзене
Сергей Лукин

Авторитарные практики

Информационные автократии – это современные недемократические режимы, использующие авторитарные практики для удержания власти. Население делится на большинство, не имеющее высшего образования и доступа к свободной информации и элиты – людей с высшим образованием, имеющим свободный доступ к информации.

Проблема заключается в том, что делать с элитой, которая думает над тем, что, если заменить авторитарного лидера на другого, то экономический рост будет больше. В интересах элиты рассказать большинству, что обществу нужна сменяемость власти.

А вот у автократа совсем другой интерес. Для большинства у него есть государственные средства информации или частные, но зависимые, производящие фейкньюс. Для элиты он предлагает выбор: кнут или пряник. Автократ предлагает ей кооптацию, вернее сказать, взятку, стать частью режима. Сделать так, чтобы элиты получали выгоду от режима, и не хотели рассказывать большинству, что режим ведет страну не туда.

Эти выгоды должны на много перевешивать ожидаемые блага, в случае сменяемости власти и экономического роста, который был бы достигнут при другом режиме. Они должны знать, что при другом режиме, при меритократической системе, их доходы будут значительно ниже.

Именно поэтому коррупция в таких режимах является не просто исключением из правил, а является средством управления страной. Если вам нужно кооптировать элиты, то вы им даете больше, чем они заслуживают. Этот подкуп, как правило устроен так, что элитам говорится: вы имеете право собирать взятки здесь или расхищать бюджетные средства тут.

Это не просто коррупция как отклонение, это коррупция как норма, метод управления.

Вторая возможность заставить элиты замолчать – это цензура и точечные репрессии.

Часть элит отказывается от кооптации, и тогда, задача автократа – не дать информации, что он не компетентен быть переданной от элит большинству. В этом случае вводится цензура и точечные репрессии. В данном случае репрессии не являются политическими на бумаге.

Они устроены как преследование политических активистов за неуплату налогов. Например, одного российского оппозиционного лидера преследовали за неправильную охоту на лосей, другого активиста обвинили в том, что он педофил и так далее. Никого не обвиняют в том, что люди занимаются политической деятельностью.

Людей обвиняют в чем угодно, кроме участия в политике, чтобы показать, что режим не имеет недемократических свойств. Цель этого инструментария – рассказать, что это по прежнему демократия, режим популярен и люди в это верят.

Цензура в информационной автократии устроена так, чтобы можно было скрыть сам факт наличия цензуры. Вы можете жить в обществе, где цензура есть. Но так как сами факты цензуры цензурируются, вы можете никогда не узнать, что цензура существует.

Информированные элиты понимают что происходит, наблюдают цензуру, а большинство может не узнать, если им не рассказать.

Все внешние элементы демократии в информационной автократии присутствуют. Существуют суды, выборы, многопартийная система. В ответ на вопрос: а где такой или иной атрибут демократического устройства. Автократ отвечает: у меня есть и то, и это, есть выборы, суды, парламент и многопартийная система.

Чего нет, так это инструментов предыдущих диктаторов – массовых репрессий. Как только авторитарный лидер начинает использовать массовые репрессии, так сразу же людям становится понятно, что весь этот фасад всего лишь имитация демократии. Именно поэтому репрессии являются точечными и факты репрессий скрываются. Когда всё же репрессии осуществляются, режим старается не зайти далеко, чтобы никто не узнал о его неэффективности.

Благодаря распространению информационных автократий в недемократических режимах всё меньше и меньше насилия. Всё больше распространяются демократические практики. Недемократические лидеры всё больше заботятся о своей популярности. Постоянно проводятся опросы общественного мнения.

У Сталина опросов общественного мнения не было. Да и политтехнологов у него тоже не было. Вместо пиарщиков были пропагандисты. У него был совершенно другой источник удержания власти.

Авторитарные лидеры, наоборот, пекутся о рейтингах. Поэтому кроме государственных СМИ разрешают ещё и частные. Их либо подкупают, либо цензурируют.

В результате, элиты и обществу по-разному думают о том, что происходит в стране. Информированные элиты знают, что страна идет не в правильном направлении и что в ней есть цензура. А большинство общество не знает, что есть цензура и правительство делает что-то не то.