Солист Красноярского музыкального театра, заслуженный артист РСФСР Александр Александров отпраздновал своё 75-летие и 50-летие творческой деятельности спектаклем "Белая акация".
Накануне юбилея мы повстречались с замечательным актёром, чтобы поговорить о его жизненном и творческом пути, а заодно побывали на выставке его фоторабот, открытой в фойе театра.
- Жанр оперетты, Александр Викторович, которой вы служите,- лёгкий, стремительный, предполагающий не только пение, но и танцы. Как же вам в таком возрасте удаётся сохранить молодой задор и возможность активно существовать на сцене?
- Театр задаёт нам, артистам, темп. Здесь некогда болеть или стареть. И тем более музыкальный театр, где надо не только петь, но и танцевать, легко двигаться по сцене, предопределил мою судьбу.
- В драматическом театре или кукольном роли на ваш возраст найти можно, а вот как быть в оперетте? Над чем работаете сейчас?
- У нас тоже можно найти, но, к сожалению, труднее. Хочется ещё что-то сделать. Роль в "Белой акации", спектакле, который идёт, впрочем, довольно давно, соответствующая. Хотя мой герой по пьесе помоложе будет, но справляюсь.
- В репертуаре остались сказки, где вы активно играете разнообразных королей, царей, бабок-ёжек... Такие роли доставляют удовольствие?
- Бабки-ёжки подстёгивают нас. Это драматическая роль. Здесь можно показать всю полноту чувств - от иронии до грусти. Чем Баба-яга может быть ущербной? Её и Милляр всю жизнь играл.
- Как говорится, маленьких ролей не бывает...
- В том-то и ценность актёрской личности. Так же, как Борис Новиков, актёр эпизодов, настолько блистательно сыграл на сцене Театра имени Моссовета Василия Тёркина, что его выдвинули на Ленинскую премию...
- Говорят, доходило до того, что недоброжелатели Борису Кузьмичу сыпали перед спектаклем в сапоги осколки стекла, выживая со сцены. Затем на смену ему на роль Василия Тёркина пришёл Александр Леньков - это уже был иной герой.
- А что можно противопоставить таланту? Только стекло в сапоги или пуанты... Ленькова, кстати, я видел как-то на творческой встрече. Это, скажу вам, актёрище...
Мы работали на гастролях в Театре имени Моссовета, а в этом же здании был малый зал на 150 мест, где проходила встреча с Александром Леньковым. Почему-то большой зал на наш спектакль был полон, а на него никто не пришёл - сидели человека четыре.
Я, к счастью, был свободен в это время и зашёл посмотреть. И он работал для четверых зрителей. Да как работал! Выкладывался, будто в зале был аншлаг. Это феноменальная способность артиста полностью отдаваться сцене. Вот что значит актёр с большой буквы.
- Вы родом из Запорожья, учились в Киеве. Как же оказались в Красноярске?
- После учёбы в Киеве был распределён в Дрогобычский театр во Львовской области, но к моему счастью или нет, приехал на распределение директор из Железногорска (тогда Красноярск-26) и начал расспрашивать у киевских корифеев оперетты, кого бы из выпускников они посоветовали. Те указали на меня.
Наш художественный руководитель курса, заслуженный артист Украины Александр Сергеевич Барсегян оставлял меня в Киевском ТЮЗе, который тогда возглавлял. У нас он делал дипломный спектакль "Поцелуй Чаниты". Оставлять-то оставлял, но получалась в итоге койка в общежитии, 60 рублей оклад и... трудись во славу искусства.
Красноярский же директор предложил 120 оклад плюс 56 процентов сибирских, закрытый город, жильё. И старшие товарищи сказали: "Саша, поезжай, три-четыре годика там поработаешь, наберёшься опыта, наработаешь репертуар, а потом вернёшься..."
Судьба распорядилась иначе. Любовь, семья, дети, заботы... И только в возрасте немного поменял дислокацию: поработал пять лет в Барнауле, затем вернулся уже в Красноярск.
- Не тянет на родину?
- Ещё как тянет. Это естественно. Как вспомню: Запорожье, Днепр, остров Хортица, где бегал мальчишкой, плавал, ловил раков... Там осталась частичка души. Двоюродный брат там живёт, с которым общаемся и по скайпу, и по телефону. Помню его совсем молодым, а сегодня совсем старичок сидит. Всё приглашает приехать.
- Некоторые актёры уходят в антрепризу, готовят собственные авторские программы, концерты. Вы не думали над этим?
- Нет. Видно, немножко подустал. Стараюсь больше отдыхать на природе, ходить, путешествовать. И фотографировать. Создаю картины на бересте. Пишу маслом. В основном делаю копии картин известных художников, которые мне нравятся по сюжету и настроению.
Сергей ПАВЛЕНКО,
обозреватель "Красноярского рабочего".
Фото из личного архива А. В. АЛЕКСАНДРОВА и архива Красноярского музыкального театра.
Полный текст интервью - на сайте "КР".