В конце XIX – начале XX века огромную популярность на западе приобрели идеи психолога и антрополога Фрэнсиса Гальтона. Он предложил распространить на человека дарвиновскую теорию об искусственном отборе.
Гальтон утверждал, что к продолжению человеческого рода следует относиться так же, как к селекции среди домашних животных. Он предлагал поощрять воспроизводство людей, обладающих хорошими физическими данными, талантами и высоким интеллектом (их Гальтон считал наследуемыми качествами), и ограничивать рождаемость среди умственно отсталых и тех, у кого имеются физические дефекты.
Свою теорию улучшения человеческого рода он назвал «евгеникой». Ее взяли на вооружение западные ученые и политики. Главным инструментом селекции они сделали принудительную стерилизацию.
Ограничения на вступление в брак
Евгеническое движение началось в Америке еще во второй половине XIX века. В то время считалось само собой разумеющимся, что белая раса превосходит все другие. В стране появилось множество ученых, политиков и врачей, свято верящих в то, что огромную угрозу представляет ее загрязнение «небелыми» и «неполноценными». Из-за этого обществу грозит вырождение.
В конце XIX века во многих штатах были приняты законы, запрещающие «неполноценным» членам общества вступать в браки. Под это определение первоначально попадали «эпилептики, имбецилы и слабоумные». За нарушение закона «неполноценным» и тем, кто им помогал, грозил большой тюремный срок и штраф.
В отдельных местах запрещалось вступать в брак «запойным пьяницам» и малоимущим, а также белым с представителями других рас. Работники школ, больниц и других учреждений обязаны были сообщать о гражданах, подозреваемых в слабоумии. Их вносили в особые реестры «дефективных».
Во множестве штатов открылись учреждения наподобие психиатрических больниц или колоний, где содержались «слабоумные» и люди с физическими недостатками. Так их изолировали от общества. Понятие «слабоумие» было расплывчатым, поэтому нередко туда попадали те, кто просто отличался некоторыми странностями в поведении.
Чтобы выйти оттуда, человек должен был пройти стерилизацию. Особенно активно пациентов этих заведений отправляли под скальпель во время Великой депрессии, дабы уменьшить финансовую нагрузку на государство.
Принудительная стерилизация
Первый закон о принудительной стерилизации был принят в штате Индиана в 1907 году. Под его действие попали «идиоты и имбецилы», а также насильники и рецидивисты. К середине двадцатых годов прошлого века большинство американских штатов приняли законы о запрещении межрасовых браков, а 13 штатов – о принудительной стерилизации.
Дабы предотвратить гражданские протесты и уменьшить процессуальные сложности, в 1924 году в штате Вирджиния был принят «Закон о расовой целостности» и «Закон об обеспечении стерилизации воспитанников государственных учреждений в некоторых случаях».
Согласно первому закону, расовая принадлежность каждого гражданина фиксировалась в его документах. Таким образом население США разбивалось на две группы: белых европейцев и «цветных». Ко второй группе относились все, кто имел хотя бы одного предка африканского, индейского, азиатского происхождения вплоть до четвертого колена. Браки между этими группами были строго запрещены под страхом тюремного заключения.
К этому призывал тридцатый президент Калвин Кулидж, поддерживающий идеи нацизма. По его словам, нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими.
Закон о стерилизации в принудительном порядке лишал возможности иметь детей всех, кто признан «слабоумным». К таковым относились не только умственно отсталые и эпилептики, но зачастую и глухие, слепые и люди с физическими увечьями. Подобные законы были приняты более чем в 30 штатах.
Тех, кто попадал под их действие, можно было разделить на две группы. К первым относились генетически «неполноценные», признанные такими по медицинским показаниям. Во вторую группу попадали те, кто считался социально неблагонадежными. Причиной этого считалась дурная наследственность. К ним относились преступники, люди с сексуальными расстройствами, а также малоимущие, большинство которых относилось к «цветным».
Особенно часто стерилизации подвергались афроамериканки и представительницы коренного населения Америки. Считалось, что они склонны к беспорядочным связям, а их дети становятся претендентами на социальное пособие.
Но не только цветные становились жертвами закона. Так, в штате Виржиния прооперировали 4000 белых американцев, не прошедших имущественный ценз. Власти назвали их невежественными и никчемными, создающими социальные проблемы для нормальных людей.
Наибольшее количество людей было отправлено под скальпель в Калифорнии – около 20.000 американцев. Это объясняется тем, что в этом штате невозможно было в судебном порядке оспорить решение медкомиссии. Кроме того, по решению опекуна можно было отправить на операцию абсолютно здорового человека.
Особой жестокостью отличались законы штата Северная Каролина, где решение о стерилизации принимали социальные работники. Молодых людей могли подвергнуть операции за неуспеваемость, за низкие результаты тестов на интеллект. Тринадцатилетний подросток Чарльз Холт был отправлен под скальпель за плохое поведение в школе.
В общей сложности в Америке в XX веке прооперировали 60.000 человек. Закон о расовой целостности в Виржинии был отменен лишь 1967 году, о стерилизации – в 1979. Вскоре их отменили и в других штатах.
В 2002 году Международный Уголовный суд назвал принудительную стерилизацию преступлением против человечества.