Бывает так что новшество или технический прогресс, не сразу хорошо воспринимается. Так случилось и с новым бескапотным грузовиком МАЗ-500. И хотя впоследствии модель стала культовой, по-началу ее не решались пускать на конвейер.
Техническое задание на разработку нового перспективного семейства грузовиков МАЗ получил в феврале 1957 года. Бортовые грузовики получили индекс МАЗ-500, самосвалы МАЗ-503, седельные тягачи МАЗ-504. Новая разработка заметно отличалась от своего предшественника МАЗ-200
Основным преимуществом бескапотной компоновки безусловно, более рациональное использование длины рамы грузовика, благодаря чему грузоподъемность сразу выросла на 2 тонны. Также значительно улучшается обзорность из кабины и управляемость за счет отсутствия перед кабиной длинного "носа.
Поначалу у новой компоновки было много противников. многие выступали за производство грузовиков полукапотной компоновки, обосновывая тем что именно такая компоновка позволит проводить ремонт и техобслуживание проще всего. Однако сторонники бескапотной конструкции заверили, что разработают откидывающуюся кабину обеспечивающую надежность и безопасную фиксацию даже при аварии. Конструкторы также смогли создать уникальный передний мост, который был способен выдержать большую нагрузку связанную с возросшей массой.
Что бы скорее перейти к производству новой модели заводчане пошли на рискованный шаг.Новые узлы и агрегаты ставили на серийные выпускаемые МАЗ-200. Начиная с 1962 и последующие 3 года выпускались «промежуточные» модели МАЗ-200П и МАЗ-200М, Большую помощь в освоении новой модели оказывали такие автогиганты ЗИЛ и ГАЗ.
В 1958 году когда были собраны первые экземпляры МАЗ-500, было выявлено множество недостатков требующих немедленной доработки. Изначально конструкторы хотели оснастить грузовик новой пневмогидравлической тормозной системой, но из-за сложности конструкции пришлось отказать от этой задумки. Много нареканий вызывал и новый интерьер грузовика.
Естественно некоторым партийным деятелям идея установки кабины над двигателем показалась авантюрной, после чего было принято решение созвать комиссию Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии. На комиссии решали о снятии занимаемой должности главного конструктора МАЗа Высоцкого а также объявить строгий выговор генеральному директору предприятия И. Демину.
Однако благодаря секретарю ЦК Филимонову наказаний удалось избежать. Перед проведением комиссии ЦК КПБ Филимонов прибыл на завод, где ему подробно показали новый грузовик. Ознакомившись Филимонов был впечатлен новой разработкой и оценил ее кардинальное отличие в лучшую сторону от предыдущей модели. Благодаря этому визиту новый грузовик увидел свет, и впоследствии стал легендарным.
Спасибо за просмотр. Подписывайтесь на наш канал.