Рассказываю на примере из практики. Сохраните себе в закладки этот алгоритм.
Есть категория детей, у которых, как я писала ранее, язык "Золушка". Помните, что туфелька была большая и ножка выскочила, а потом были ножки большие и туфелька не налезла.
Представьте ребенка с общей моторной неловкостью: трудно ловит мяч, усидеть на одном месте больше 5 мин не может, сползает. Крутит, мотает и удерживает ручку или карандаш с напряжением, движения неловкие, размашистые на листе, не соблюдает границ. Одежда хлопковая, свободная. Любит всё мять и сжимать, залипает на сенсорике.
В артикуляционной мускулатуре мы видим слегка амимичное лицо, трудности в переключении движений губ, рот может быть слегка приоткрыт или наоборот губы поджаты. Язык - корень в тонусе, при выдвижении изо рта картина меняется в сторону напряжения, чаще неразрывность действий языка и челюсти, языка и губ. Нижняя челюсть покрывается полностью верхней. В речи слышите нахальность и смягченные звуки, отсутствие твердых гласных, или гласные “и-у-о” будут более нарушены, межзубность произношения.
Конечно, вы поняли, что я описываю вам дизартрика, вариант псевдобульбарной дизартрии, которая сочетается с нарушениями активности ядер чмн в варолиевом мосту и ядер подъязычного нерва.
📌 Алгоритм работы у меня следующий:
1. Снятие напряжения мышечного тонуса с шейно-воротниковой зоны и освобождение скелетных мышц языка, работа массажными приёмами на полости рта, снижение тонуса корня языка. Вам помогут приёмы постизометрической релаксации, приёмы миофасционального массажа, приёмы рефлекторно-сегментарного массажа. Всё, чем вы владеете.
2. Работа над формированием правильного дифференцированного выдоха, переключение с ключичного дыхания на диафрагмально-брюшное.
3. С целью помощи языку "Золушке" удержаться в масштабах узкой нижней челюсти справляюсь вспомогательными средствами. Если это возраст 3-4х лет, когда челюсть динамично растёт (5 и 6 зубы активно растут и изменяются, дают движение челюсти вперёд) предлагаю работать с вестибулярными пластинками. Если возраст уже 5-6 и более лет, работаем для стимуляции роста нижней челюсти и коррекции миофункциональных нарушений с помощью предортодонтических аппаратов.
4. Обязательно учу правильному глотанию, т.к. это стимулирует естественным путём работу мышц языка, тех, что убирают межзубность.
5. Учу жевать с целью интеграции рефлексов орального автоматизма (хоть частично).
6. Ну и конечно параллельно вся наша логопедическая коррекция звукопроизношения по классике. Никто её не отменял.
ИТОГ:
Это только один из вариантов коррекции. И несмотря на то, что межзубность в 90% своей этиологии это дизартрия, важно понять и выявить весь симптомокомплекс, понять, чем осложняется и правильно подобрать алгоритм коррекции.