На внутренних морях Европы - Средиземном, Балтийском и Чёрном - гребные суда не сдавали свои позиции в течении долгого времени. Объяснялось это, с одной стороны, переменчивой розой ветров и нередкими штилями, а с другой - характером морских волн, не очень высоких, но весьма коротких, резких.
В условиях такого волнения кораблю не нужен очень высокий борт, чтобы спастись от заливаний водой в шторм. На Средиземном море основным типом боевого корабля очень долго была галера - низкий и длинный парусно-гребной корабль со вспомогательным парусным вооружением, состоявшим из латинских парусов, поднимавшихся на двух-трёх мачтах.
Галера была вооружена одной-двумя мощными пушками, стрелявшими вперёд по курсу, и несколькими небольшими орудиями для круговой обороны. В экипаж больших галер входили стрелки из морской пехоты. Галера имела один ряд длинных (до 15 метров) и очень тяжёлых вёсел, с каждым из которых управлялось пятеро гребцов, как правило из числа каторжников и рабов.
Галеры составляли основу военных флотов Генуи, Венеции, Османской империи и многих других стран. Благодаря уникальному свойству галер поддерживать высокую скорость в любую погоду, а также необыкновенной манёвренности и малой осадке этих кораблей они были популярны у пиратов.
В свежий ветер галера шла под парусами, в безветрие или при необходимости совершить манёвр в дело вступали гребцы. Малые галеры, как и нормандские драккары, можно было через узкие полоски суши перетащить волоком. Этим качеством в 1551 году воспользовался легендарный османский пират Драгут.
Его флот, состоявший из лёгких галер, был заперт в гавани тунисского острова Джелва эскадрой генуэзского адмирала Андреа Дориа. Пока защитники крепости в гавани перестреливались с генуэзцами, люди Драгута соорудили деревянную волокушу через песчаную косу, отделявшую гавань от моря, и ускользнули из смертельной ловушки.
В конце июля 1714 года русский гребной флот, состоявший из галер, скампавей и каторг (так именовались маленькие галеры) под командованием генерал-адмирала Ф.Апраксина одержал крупную победу над шведами возле мыса Ханко (Гангут). Шведские парусники, из-за безветрия лишившиеся хода и манёвренности, могли держать только пассивную оборону против русских галер, уповая лишь на мощь своих пушек.
Русские предприняли смелый обходной манёвр, затем взяли неприятеля на абордаж, захватив в плен несколько шведских кораблей.
Ещё одно изобретение итальянских корабелов - галеас, высокобортный парусно-гребной военный и грузовой корабль с парусным вооружением большой площади. Над нижней палубой, занимаемой гребцами, располагалась крытая батарейная палуба, где помещались орудия.
В носовой и кормовой надстройках оборудовались жилые помещения для команды, канониров и солдат морской пехоты, а также галереи и площадки для стрелков. Галеасы составляли основу боевой мощи венецианского и генуэзского флотов.
Выражение "отправить на галеры" означало приговорить преступника к тяжёлым работам, сделать его невольником - гребцом. Недаром в русском языке тяжёлые работы для преступников именовались каторгой.
Другие статьи на тему "Корабли":
Зарождение мореплавания. Начало начал.
Зарождение мореплавания. Пионеры путешествий.
Зарождение мореплавания. Первые суда.
Зарождение мореплавания. Весло и парус.
Зарождение мореплавания. Судоходство в древности.
Зарождение мореплавания. Средиземноморские мореходы.
Зарождение мореплавания. Вольные добытчики.
Зарождение мореплавания. Великие пираты.
Зарождение мореплавания. От папирусной лодки до драккара.
Зарождение мореплавания. Вооружение кораблей.
Зарождение мореплавания. Норманны идут в викинг.
Зарождение мореплавания. Корабли норманнов.
Зарождение мореплавания. Европейское кораблестроение.
Чем больше подписчиков на канале, тем чаще будут появляться новые публикации.
Не пропустите самое интересное!