В 70-е годы прошлого столетия мой отец регулярно ходил на дежурства ДНД (добровольная народная дружина) по охране общественного порядка. В зависимости от количества дежурств за год к отпуску прибавлялись дополнительные дни. Дежурство было культурным – с повязками на руках дружинники бесплатно проходили в кинозал при шахте (вместо патрулирования улиц в районе), смотрели фильм, сдавали повязки старшему и расходились по домам. Дежурство окончено, хулиганства и драк не замечено, галочка поставлена. И так было из разу в раз на протяжении длительного времени.
Но однажды отца направили дежурить в... вытрезвитель. Трезвенником он не был, однако в сие заведении бывать никогда не приходилось. Пусть не клиентом, так хоть соглядатаем разочек посетить районный вытрезвитель! Сколько раз мимо проходил (пивбар рядом), а что да как внутри знает лишь из рассказов своих коллег.
Обычно на дежурство ходили втроём-вчетвером, в вытрезвитель отправили одного. Повязку с надписью ДНД на руку и – вперёд! В трезвяке сидели два офицера, между собой о чём-то вели разговор. В беседу не встревал, держался от них в сторонке и просто-напросто коротал время. Кроме них в спец.заведении больше никого не было, хотя должен быть ещё медицинский работник.
Через полчаса приехал милицейский «воронок» – привезли первого «постояльца». Наряд ППС передал несчастного дежурному офицеру, перекинулись парой фраз и пэпээсники укатили снова на патрулирование. Клиента завели в клетку, заперли, ключи бросили на стол (там они всегда лежали) и прерванный разговор между офицерами вновь продолжился. Разговаривали увлечённо, не особо громко, не обращая никакого внимания на скучающего дээндэшника рядом и клиента в клетке.
Отец сидел у стены в аккурат напротив клетки. Офицеры за столом изначально его не интересовали, зато задержанный привлёк его внимание. Это был молодой парнишка лет 25-и, чисто одет, не пьяный вдрыбаган, может, чуть выпивши. Ведёт себя спокойно, сидит тихо, ничего не требует и вообще не проронил ни слова. Опустив взгляд, видимо, о чём-то размышляет, что-то прокручивает в голове.
Не прекращая диалога офицеры неожиданно встали из-за стола и ушли в кабинет в конце длинного коридора, громко захлопнув за собой дверь. Наступила тишина. Прошла минута, две, пять – офицеры не возвращались. Отец медленно поднялся со стула, медленно прошёлся по комнате, поглядывая вглубь коридора. Парнишка молча наблюдал за отцом. Похоже, что сейчас наступил самый подходящий момент и его обязательно нужно использовать!
Отец аккуратно взял со стола ключи, стараясь не звякать медленно открыл замок, практически бесшумно положил ключи обратно на стол. Посмотрел на парнишку, ещё раз оценил обстановку в конце коридора и не сказав ни слова вышел на крыльцо. Закурил. Уже слегка вечерело, солнце скрылось за крышами домов. На календаре середина лета, погода замечательная.
Отец успел выкурить пол-сигареты, когда из дверей вытрезвителя неуверенно вышел парнишка. Встретившись взглядом с отцом, он на мгновение замер. Затем, словно опомнившись, он быстрым шагом с последующим ускорением на бег скрылся за ближайшими домами. Отец продолжал курить, возвращаться внутрь вытрезвителя не спешил. Несколькими минутами позже, когда сигарета была уже практически выкурена до фильтра, с громкими матюками на крыльцо выбежали офицеры.
– Куда этот гад сбежал?
Отец с недоумением переспросил их:
– Как сбежал? Разве вы его не выпустили? Вроде трезвый он...
Дежурный офицер перебил:
– Не выпускали. Чёрт, запереть забыли. И оформить не успели – кто такой, откуда, где работает. Так куда он побежал?
– Да не побежал он, спокойно пошёл. Наверно, домой направился, вон туда, – и махнул рукой на тротуар, ведущий в сторону частного сектора (парень ушёл-убежал в совершенно другом направлении).
Один из офицеров полушагом-полубегом направился к частному сектору. Зло выругавшись, дежурный офицер обращается к отцу:
– Ты случаем задержанного не знаешь?
– Первый раз вижу.
С досады махнув рукой, офицер вернулся в помещение. Отец затушил бычок, бросил его в урну и последовал за офицером. За время дежурства новых задержанных более не было, парнишку не нашли.
P. S.
Прошло несколько месяцев. На дворе уже стояла осень, с деревьев начала опадать пожелтевшая листва. Отец стоял на остановке в ожидании своего автобуса. Подходит к нему молодой человек и с ходу:
– Привет! Время есть? Пивом хочу угостить.
Вроде знакомое лицо – где-то видел. Не сразу, но вспомнил – да это же тот самый парень, которому он помог бежать из вытрезвителя! Пивбар от остановки расположен недалеко, не более 10 минут пешком. И, к слову, там же рядом и мед.вытрезвитель. Отец ответил вопросом:
– А почему бы нет?
За кружкой пива парень поведал свою историю, случившуюся с ним в тот злополучный день, когда его повязал наряд ППС. Возвращался он от друга, чуть выпили. Буквально по стопарику и хватит – дома жена беременная ждёт (скоро рожать), завтра с утра на работу. И всё бы ничего, но чёрт дёрнул перейти дорогу перед милицейским «воронком». Им не понравился пешеход, остановили, учуяли запах, запихали в машину и повезли в трезвяк. Сидел думал, что сказать жене; на работе теперь будут проблемы – очередь на жильё закинут в конец, премии лишат. А тут вдруг замок открыли, первая мысль – подстава.
Долго не решался выйти из клетки. Выйдешь, тут же повяжут, по почкам настучат и припаяют 15 суток улицы подметать – жена от расстройства до конца срока не доходит, родит преждевременно. Но – была не была – по-тихому вышел, а на крыльце ты стоишь. Сначала испугался. Смотрю – стоишь спокойно, не кричишь. Ну я и рванул к домам на свободу. Спрятался за углом, наблюдаю, что дальше будет. А когда увидел, что ты рукой махнул в другую сторону, понял, что вся история с ключами – это не подстава, а ты явно из работяг.
Долго тебя искал, чтобы отблагодарить. А где тебя искать не знаю. В штаб ДНД не ходил, чтобы случаем ни тебя, ни себя не спалить – хрен его знает что там за человек сидит. Вот сегодня случайно увидел тебя на остановке. Теперь могу сказать тебе СПАСИБО, теперь у меня душа спокойна.