Найти тему
Три учиться

Псевдоисторический Парфенов. Часть первая. "Ложь о цирках"

Леонид Парфенов, оказывается, продолжает делать свой псевдоисторический проект «Намедни» (официально это просто называется "исторический цикл от создателя проекта «Намедни»", но мы оставим кратко - «Намедни»). Почему «псевдоисторический»? Потому что, кроме как хронологией, «Намедни» к истории имеет довольно отдаленное отношение. Чистой воды публицистика, приправленная полуерническими акцентами. Более того, цикл этот, случайно или нет, наполнен ошибками, искажениями, умалчиваниями и, само собой, не может быть годным для серьезного восприятия.

Парфенов вернулся...
Парфенов вернулся...

Но так как россказни Парфенова смотрят, то попробуем рассказать об особо ярких «намедневских» ляпах. И начнем с 1952 года. С цирков.

«Совет министров СССР принимает постановление о строительстве в стране стационарных зимних цирков. Это самая аполитичная, но высокодоходная отрасль советской культуры, а ей зданий после революции вообще не строили. Так и остались флагманами питерский и московский цирки построенные еще при Александре II».

Так заявил Парфенов. И даже не покраснел. Хотя обычно при вранье краснеют. Но это если есть стыд и совесть.

Для начала интересная цифра. К началу Великой Отечественной войны в подчинении у Главцирка было 70 цирков, из которых 40 зимних. То есть о том, что только ленинградский и московский цирки располагались в стационарных зимних зданиях, говорить нельзя. Но если эти два построили еще при Александре II, то откуда взялись еще три десятка с хвостиком?

Ну, попробуем просветиться.

В 1927 году в Перми построен стационарный деревянный зимний цирк.

В 1930 году в Челябинске открывается стационарный зимний цирк в деревянном здании.

В Саратове сносят старый деревянный цирк постройки 1876 года и, в 1931 году, строят новый каменный стационарный зимний цирк.

Кирпичное здание стационарного зимнего цирка в Сталинграде было сдано в эксплуатацию 1932 году.

Сталинградский цирк. Разрушен во время боев в 1942 году.
Сталинградский цирк. Разрушен во время боев в 1942 году.

В 1932 году в городе Кемерово на улице Кирова состоялось открытие первого зимнего сезона в только что построенном Кемеровском государственном цирке. Здание было деревянным.

В 1933 году в Свердловске построен деревянный стационарный зимний цирк.

28 сентября 1933 года в городе Иваново состоялось торжественное открытие нового крупнейшего в Союзе цирка.

"Цирк-театр" (г. Иваново), архитектор С.Минофьев
"Цирк-театр" (г. Иваново), архитектор С.Минофьев

Думается этот краткий перечень не оставляет и камня на камне в голословном утверждении публициста Парфенова, что якобы цирковых «зданий после революции вообще не строили».

Но на этом вранье Парфенов не останавливается. Он продолжает и в продолжении замахивается на Владимира, понимаете, нашего Ленина.

«Между тем, по Ленину, важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк», сообщает нам с ютуба мужичонка.

Клоун Парфенов цитирует Ленина
Клоун Парфенов цитирует Ленина

Было бы занимательно, если бы Парфенов еще был дал ссылку на Полное собрание сочинений Ленина или на какой другой источник этого «по Ленину». На самом деле, даже при всем большом желании, бывшая «звезда» телеэкранов не смогла бы дать никаких направлений для поиска цитат «о цирке» в разрезе «важнейшего из искусств». Почему?

Да все просто. Это просто фальшивка, придуманная в интернет эпоху каким-то шутником. В реальности существует лишь изложение мнения Владимира Ильича Анатолием Васильевичем Луначарским о том, «что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Никаких цирков, «вина и домина» Ленин не упоминал.

ПСС В.И.Ленина, том 44, страница 579
ПСС В.И.Ленина, том 44, страница 579

До следующей заметки и следующих ляпов и враков от Леонида Парфенова.