Никогда бы об этом не задумалась, если бы не редактирование. Вроде бы деление на абзацы — это элементарно. Одна мысль — один абзац. Но вот если мысль тянется долго, страницы на полторы? Разбивать или не разбивать?
Стивен Кинг в тексте «Как писать книги» говорит, что абзац — основная единица письма, где слово получает шанс стать больше, чем слово. Абзац может тянуться неприлично долго (у Дона Робертсона один абзац в романе «Парадиз-Фоллз» продолжается шестнадцать страниц), а может состоять из одного предложения. Для того, чтобы грамотно делить текст на абзацы, надо научиться слышать внутренний текстовый ритм.
Недавно я поспорила относительно интуитивного подхода к разбивке текста. Меня убеждали, что даже если продолжаешь развивать одну мысль, а страница уже заканчивается, обязательно нужно разделить на абзацы. Не нравится мне это! Текст воспринимается легче безусловно, и объем визуально становится больше (что, оказывается, немаловажно для издателя, ведь маркетинг же!), но при этом мысль как будто бы дробится и расчленяется. Шестнадцать страниц — это слишком, а вот абзац на полторы шрифтом Times New Roman 12 с междустрочным интервалом 1,5 строки легко! Ритм текста у всех разный, это понятно. Но стоит ли оглядываться на читателя в таком случае?
Мне как читателю интересно отслеживать, где автор делает вдох и начинает с красной строки (если, конечно, это не воля редактора), но когда текст обволакивает меня, и я, поднырнув под буйки, самозабвенно вплываю в открытое текстовое пространство, абзацы уже не нужны.
Короче говоря, у каждого свой абзац. У вас какой?