Бесспорно, так называемый Русский рок местами весьма сильно отличается от западного. И один из ключевых моментов в нашей музыке заключается, на мой взгляд, в корнях нашего рока. Мне всегда казалось, что большая часть отечественных певцов ориентировалась на Владимир Семеновича Высоцкого. Именно он был предтечей всего того, что позже будут называть Русский рок.
А Высоцкий это у нас что? Правильно. Человек, исполняющий под аккомпанемент одной акустической гитары свои стихи. Я не случайно пишу стихи. Ведь тексты его песен легко читаются. То есть, что называется, работают и на бумаге. Разбираться в истории квартирных выступлениях не будем. Я просто попробую показать вам сегодня немного картинок из прошлого. Но перед этим позволю себе процитировать одного замечательного человека.
«Мне кажется, это было лучшее время Русского Рока, квартирник позволяет пообщаться с артистом тут-а-тет, предложить ему портвейну, зазвать в гости и просто посмотреть ему в глаза. Денежный вопрос, конечно, был, но не настолько остро как сейчас, недаром говорят, чем больше зарабатываешь, тем больше хочется! Все мы были одного поля ягода, понтоваться было нечем, и крут был только тот, кто лучше песню споёт! Того и девки!»
Сергей Фирсов
Поглядим на картинки. Судя по всему, Егор Летов и на заглавном снимке и на этом выступает в одном и том же месте. Предположительно кадры сделаны в Питере в конце 80-х.
Это точно Ленинград. Знаменитая квартира Филаретовых. На той же квартире выступали и Святослав Задерий, и Андрей Машнин, и Александр Холкин.
А это уже выступление в Москве.
Снова Питер.
Если уж вспоминать Летова, то логично дальше продолжить Янкой. Концерты они в ту пору часто катали вместе. В том числе и акустические.
«Всю первую половину восьмидесятых я ходил на бесконечные квартирники! Закрытые глаза Б.Г., завораживающая виолончель Гаккеля, виртуозность Тита, анекдоты между песнями Сили, безумная энергетика Мамонова, сорванные ногти Саш Баша, первозданная энергия Летова, страшный стон Янки! Это лучшее что я видел в жизни!»
Сергей Фирсов
Именно Мамонова в акустическом квартирном варианте я не смог найти на снимках, но зато довольно много в сети лежит Башлачева. Собственно ему сам бог и велел играть именно на квартирах. Для больших залов его музыка была слишком специфической. Да, в этот раз я не буду переписывать биографии музыкантов. Сконцентрируемся на снимках.
Это вроде бы акустика в Нижнем Новгороде. Тогда еще Горьком.
Это точно Нижний Новгород. Рядом с Александром сидит вокалист группы «Хроноп» Вадим Демидов.
Поглядим еще на любопытные снимки. Тут Башлачёв спрятан за своей гитарой. Но зато на фото легко узнаются Майк Науменко и Константин Кинчев. Оба регулярно играли квартирники.
Фото с той же вечеринки. Конкретно эти снимки, судя по всему не с акустического выступления, а с дружеских посиделок. Но это никак не отменяет того факта, что эти люди регулярно выступали под одну гитару.
На этом снимке Науменко уже явно не дурачится, а играет перед публикой.
А вот Науменко вместе с Цоем.
Кстати про Цоя тоже в беседе с Сергеем Фирсовым всплыла занятная информация.
«Я до Витькиной гибели никогда не слышал «Я хочу быть кочегаром», хотя вроде бы, где её и не петь как не на «Камчатке»!
Мы с Цоем в основном музыку слушали, они нарывали новые группы, а я всем их копировал, так как всегда обладал самой лучшей аппаратурой. Они ж мужиканты, они гитарки покупали в основном, а я ж нет, поэтому я всегда всякие деки с усилителями покупал и все ходили ко мне музыку слушать! А слушали мы постоянно, и дома и на «Камчатке»!
Цой кстати без повода пел редко, только если компания хорошая. У меня дома я даже не помню, пел ли? На «Камчатке» если был Саш Баш, да, бывало, засиживались до утра. Чаек, пельмешки, винцо легонькое, они друг друга подзуживали, один гитарку возьмёт, другой возьмёт, а тут еще Кинчев с Задерием и Масиком зайдут, ващще время останавливалось! За бортом мороз, батарейка наша греет, струны звякают, коньячок прогревает, девчонки млеют, один про следи за собой, другой петербургскую свадьбу, третий про доктор буги, сидишь, прешься как удав! Во времена были! Разве такое купишь за деньги!»
Сергей Фирсов
Конечно, в такие компании, о которых вспоминает Фирсов, попасть совсем постороннему человеку было нереально. Но плюс квартирных концертов был в том, что музыкант был перед ним как на ладони. И, в общем-то, как правильно говорит Сергей, все были равны. Один играет, другой слушает.
Снова Виктор Цой. Хотя виден и Майк.
На этом фото рядом с Виктором сидит его супруга Марьяна. Она кстати занималась административной деятельностью. То есть концерты организовывала, проще говоря.
Вот попалось еще одно уникальное фото. Цой здесь поёт, но куда интереснее публика. В правом углу сидит Дмитрий Селиванов, а на полу по центру Дмитрий Ревякин. Ни за что не смог бы его опознать тут. Предположу, что это концерт в Новосибирске.
Выступали на квартирах и музыканты из легендарного «Аквариума».
«Помню концерт Б.Г. в каком-то подвале на Московском проспекте, посредине концерта врывается участковый, Б.Г. сползает с кресла, участковому наливают стакан, он выпивает, берет под козырек, поворачивается и уходит, концерт продолжается! Концерт Мамонова на дискотеке, которую вёл Гаркуша. Это был день металлистов, 1986 год, все в цепях и железках, играет сплошной металл, все дико рубятся! Мы сидим в углу за столом, и на нас ни одной железки. Гаркуша представляет: «А теперь наш гость из Москвы Пётр Мамонов из группы «Звуки Му», никто из них такой группы не слышал, и пришли они на металл, а тут им подсовывают непонятно что! Но Мамонов не зря жил в Марьиной Роще, он запрыгивает на стол, расшвыривает ногами тарелки и поёт про серого голубя, который умеет летать, через две минуты весь зал роет и делает козу!»
Сергей Фирсов
Здесь Гребенщиков запечатлен, словно на фоне доски. Возможно концерт в аудитории какого-нибудь ВУЗа.
Задерий и Кинчев.
«Однажды мне надо было что-то передать Алесе Троянской, не помню ни что ни от кого. При том, что мы с ней были незнакомы, у меня был адрес, и Кинчев пошёл со мной, что бы помочь мне в поисках. Искали мы долго, но нашли, позвонили, открыли дверь какие-то девчонки. Мы говорим к Алесе, они заходите, правда она спит! Заходите на кухню, располагайтесь. У нас с собой было, и мы просидели до утра, Кинчев пел всю ночь для меня, и этих двух девчонок и это было великолепно! В тот раз мы так и не познакомились с Алесей, она всё проспала! Познакомились мы с ней в мой следующий приезд, и дружили до самой её смерти!
Великолепные квартирники были у Жеки Каменецкой в 1986, летом. Кинчев, Задерий, Башлачев. Одна комната, человек тридцать народу, тесно, жарко. Раздевались до трусов, девчонки тоже, пели и выпивали до утра, пока соседи милицию не вызывали. Все трое были на пике своего таланта, концерты были фантастические, одна песня лучше другой, крышу рвало напрочь!
У Алины Алонс на Петроградской была большая квартира, там жил первое время Шевчук, пока не снял себе квартиру, там много чего происходило, было много междусобойчиков, квартирников, там снимали «Взломщика», там Шевчук дрался с «Рикошетом», там вписывался «Африка», эта квартира вошла в историю Русского Рока. Я возил Алинку в Крым, когда работал проводником. Она фантастически красивая женщина и к тому же жена Шинкарева! Ура!».
Сергей Фирсов
Это вот Сергей запросто так написал на мой вопрос об акустических концертах. Я же в свою очередь выдрал сие из этого сообщества. Рекомендую. На фото же я думаю понятно кто.
Еще одно примечательное фото. Это Константин на гастролях во Владивостоке. Он туда летал играть в акустике. Рядом с ним сидит Ник Рок-н-ролл. Уникальное сочетание настолько разных исполнителей.
А это уже сам Ник на своём собственном квартирнике в Белёве в 1991 году. Белёв это крошечный городок. Сегодня там, в принципе представить рок концерт сложно.
Группа «Крематорий».
Конечно же, они тоже регулярно играли на квартирах. Это они же.
Запечатлел фотограф и публику.
А вот Юрий Шевчук, как ни странно в акустике играл редко. Более того по воспоминания очевидцев он изначально был настроен делать группу и особо не баловался песнями под гитару. Удивительно, но как раз Шевчук-то у меня больше ассоциируется акустической гитарой, чем тот же Кинчев или Цой. Хотя для истории вставлю и пару фотографий с ним. Предположу, что это квартирник.
Это Шевчук в Уфимском университете.
Это Силя со своей группой «Выход». Он же Сергей Геннадьевич Селюнин. Человек удивительного мастерства оставаться в тени и вот не могу подобрать слова. Андеграунд не подходит. Всё можно уже лет 30 как. Но Силя словно законсервировался в 80-х. Он кстати и по сей день может играть где угодно. На фото 80-е и конечно это не концерт, а просто какие-то посиделки.
А вот как раз уже фото с концерта. Это начало 90-х. Саратов. К тому времени многие из тех с кем начинал играть Силя вышли на стадионы, а он так и остался полуподпольным поэтом.
Еще одно примечательное фото. Лаэртский даёт концерт на квартире Сантима из «Банды Четырёх». Сам Сантим длинноволосый сидит в левом углу и смеется. Позже он сбреет волосы, нацепит тяжелые ботинки и будет петь песни футбольных хулиганов.
Естественно докучал я вопросами и про моего любимого Леонида Фёдорова. Вот чего знающие люди поведали.
«Про какие-то регулярные квартирники Фёдорова в 80-е вроде не слышал. А вот в Горьком было дело как-то раз. Я там оказался одновременно с АукцЫонщиками в 89-м вроде (когда они с Минаевым познакомились) и мы вписывались на одной квартире. Кажется, тогда был квартирник у него там. Или у Полковника, блин. Может Миша помнит. Я как-то совсем смутно.
Я застал уже закат этого явления. Традиция-то старая, думаю, с «шестидесятников» началось. В 70-е, наверное, был расцвет ещё до-роковый, а в 80-е уже влились в эту тему рок-музыканты. И это тоже были авторы-исполнители, так сказать. Кто подходит под это определение, те и выступали на квартирах: Б.Г., Майк, Цой, Кинчев, Башлачев, Задерий, Силя, затем Летов.
Фёдоров в 80-е к этой специфической категории не относился. АукцЫон был авангардной группой – и в музыке, и в поведении. Также и Витя Сологуб не играл квартирников наверное»
Андрей Машнин
«Фёдоров мне кажется квартирников не играл, поздновато начал, в середине 90-х, тогда мода на квартирники как раз закончилась! Первый акустический концерт у него был в Рок-клубе, второй в Ватрушке и так далее!»
Сергей Фирсов
«Отлично помню квартирник Лёни Фёдорова на кухне у Фирсова. Из присутствующих были Г.О. девчонки из Новосибирска. Потом гитару взял Летов. И кайф продолжился. В конце 80-х это было»
Михаил Раппопорт
«Конкретно тот концерт, про который пишет товарищ Раппопорт я конечно не помню! Помню, как Летов у меня на кухне спел мне первый раз «Как ходил Незнайка» и помню, как Цой спел первый раз на «Камчатке» «Следи за собой». Сам предложил и спел, что было ему несвойственно, видать пёрло его! Песня конечно из ряда выходящая!
А Фёдорова я и заставил под акустику петь, песен у него было много, не все с АукцЫоном получались, я ему долго талдычил, давай попробуй в акустике, а он все отнекивался, он же скромный в натуре, но потихоньку пошло-поехало. Сначала он комплексовал очень, это очень видно на первом концерте в рок-клубе, он вообще страшно картавил сначала, это сейчас он распелся как Бог, но не всё сразу получилось. Лёнька наш, это вообще отдельная книга жизни, почти пятнадцать лет мы практически не расставались! Я, бывало, приходил к Фёдорову домой, на Моховую, с заднего хода, а он сидит на кухне и играет! Сяду перед дверью и слушаю. Полчаса, час! Потом уж занемею, позвонюсь! Он так непрерывно играет. Часами!»
Сергей Фирсов
К началу 90-х квартирные концерты своё отжили. Музыкантам больше не нужно было собираться тайно на каких-то квартирах, да и рок к тому времени вышел на большие площадки. На мой взгляд, кульминацией всех этих квартирных посиделок стал в итоге Череповецкий рок фестиваль. Да, там не было Летова и Кинчева. Но зато там играл Майк Науменко и Янка Дягилева. Там были тогда еще начинающий Лаэртский и группа «Чайф» и Наумов. В общем, достойное мероприятие.
Конечно, ряд музыкантов в итоге, так и не вписался в новое время. К примеру, уже упомянутый выше Силя и по сей день может играть у кого-то на квартире. На квартирах запросто мог играть Олди из «Комитета Охраны Тепла». Что занятно в 80-х и первой половине 90-х это была как раз полноценная группа, игравшая хороший регги исключительно в электричестве. Вот фото Олди 2010 года. Это незадолго до смерти. Я бы его тут не опознал. Группы к тому времени уже не осталось.
Играет на квартирах по-прежнему и Ник Рок-н-ролл. Пожалуй, одна из самых специфических фигур среди наших рок музыкантов.
Катается с акустической гитарой по стране Олег Судаков известный больше как Манагер.
Выступал под гитару и Чёрный Лукич. Б.Г. сейчас изредка может спуститься в подземный переход и выступить там в акустике. Конечно, всё это не имеет никакого отношения к квартирным концертам, но как ни странно акустический формат жив и по сей день. При этом как показывает история, жив он и на западе. Пример тому акустические концерты таких групп как «Nirvana» или «KoЯn». Конечно, там акустика выглядит несколько не так как у нас, но факт остается фактом. Даже тяжелые группы иногда могут попеть и без всяких перегруженных гитар.
Возможно, пост получился несколько сумбурным, но уж, что вышло, то вышло. Вам же спасибо за внимание.
P.S. И конечно я хочу поблагодарить Сергея Фирсова и Андрея Машнина за отклик. Без них этого материала либо не было бы, либо он был бы совсем иным. Спасибо Вам!