Как сегодня работает эксплуатация на аутсорсе
Содержание
- О чем фильм?
- Что такое «нулевой контракт» и каковы его последствия?
- Открыть «свое дело»: что это значит?
- Что такое «гиг-экономика»?
- Что стало с человеческими взаимоотношениями?
- Что пишут о фильме критики?
- Почему Кен Лоуч – герой?
«Извините, мы вас не застали» – семейная история о том, как легко «средний класс» может превратиться в «отбросы общества». И превращается – одним мановением волшебной палочки, имя которой – капитализм.
83-летний британский классик Кен Лоуч в соавторстве со сценаристом Полом Лаверти, которых прогрессивная критика клеймит как «леваков» и «соцреалистов» (видимо, пока ничего более обидного передовая либеральная мысль придумать не в состоянии), сняли правдивый фильм «Извините, мы вас не застали» о среднестатистической семье на перепутье, кризисе общественных отношений и роковых изменениях в формах найма на работу в нынешней экономике.
Картина уступила Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля более гламурному и компромиссному фильму «Паразиты», но этот факт ни в коем случае не остановит вдумчивого зрителя.
О чем фильм?
У Рики и Эбби двое детей, съемное жилье, один автомобиль и много долгов. Но они любят друг друга и верят только в хорошее. Эбби сиделка, ухаживает за больными на дому, а Рики устраивается на работу мечты: он будет развозить товары и «работать на себя». Ведь главное – верить: отныне он не будет работать «на дядю» и воистину станет кузнецом своего счастья.
Здесь можно было бы перекреститься, но рано. Ни у Рики, ни у Эбби, ни у их детей выхода буквально нет: расплатиться с долгами, поступить в университет, сменить работу, взять выходной и даже сбегать в туалет – все это недостижимая роскошь. Увы, так устроен рынок услуг: агентства нанимают людей, заключая так называемые «нулевые контракты» (zero-hours contract – договор частичной занятости без социальных выплат со стороны работодателя и без фиксированных часов отработки со стороны работника).
Как говорит Кен Лоуч, такая форма найма больше подходит молодым и удачливым, но если у вас семья, дети, обязательства, вы не получите никаких гарантий, никаких социальных пособий, льгот, оплаты отпусков или медстраховки.
«Нулевой контракт» – это идеальная форма эксплуатации. Не хочешь завтра работать? Окей, тогда останешься без денег или заплатишь штраф. Хочешь поработать половину смены? Пожалуйста, только на следующей неделе отработаешь 16 часов вместо 8. Любая ответственность работодателя отныне ложится на плечи рабочего.
Человек и члены его семьи становятся все более уязвимыми – и в материальном, и в психологическом плане, потому что нарушения графика, штрафы, займы и прочие договоренности (а отсюда и разногласия в быту и скандалы в семье) приводят к нестабильности, неуравновешенности и неустойчивости бытия.
Так, вчерашний рабочий и без пяти минут бизнесмен легко и просто переходит в разряд люмпенов и прекариата, численность которого растет с каждым днем. И пусть социологи и экономисты аргументируют вариации в терминологии между люмпенами и прекариями, суть остается: и то, и другое одинаково опасно. Работы нет, денег нет, жилья нет, кредит не дают, семья распадается, и ситуация усугубляется с каждым днем. Таким людям нечего терять.
Модель экономики будущего или последний гвоздь в крышку гроба капитализма?
Начальство все время клюет героя фильма Рики: надо работать быстрее, быть эффективнее, мобильнее, стремительнее. Мол, ты же работаешь на себя, так давай, крутись и зарабатывай! Здесь уместно было бы вспомнить одно интервью, в котором сценарист Пол Лаверти цитирует принцип лидерства Джеффа Безоса, основателя компании Amazon, воплощающего эталон успешного молодого предпринимателя. «Скорость имеет значение», - говорит Безос. Но что это за скорость, - задается вопросом Лаверти. Это не та скорость, с которой рабочий берет посылку со склада – речь идет о скорости доставки товара потребителю, то есть Безоса волнует скорость поступления долларов на свой банковский счет.
В последние годы в экономических изданиях вроде богоугодного «Форбс» все больше говорится о гигномике или гиг-экономике. Gig-economy – новое и очень заманчивое понятие в экономическом тезаурусе, и именно к такой форме найма мы идем уверенными темпами. Корпоративные монстры играют на чувствах верующих в свободный рынок, произнося магические слова «самозанятость», «свободный заработок», «фриланс», «удаленка», «аутсорс».
Звучит красиво: работа должна быть комфортной, с гибким графиком, максимально приспособленной к нуждам каждого отдельного человека. В газетах типа «Financial Times» нам рассказывают про регулирование рынка, миллиардеры требуют от системы стать гуманнее и обещаются отдавать 1% от своего дохода, чтобы снизить экономическое неравенство. 1% – прекрасная цена, которую они готовы заплатить, чтобы закрыть всем рот, не так ли?
Как всегда, важно грамотное позиционирование: при фразе «свежая парадигма» или «модель будущего» многие готовы взять кредит на «свое дело» или заключить «нулевой контракт» или не заключать никакого контракта, а просто довериться респектабельному интеллигентному лицу с благими намерениями и черной душой. Стать прогрессивным, напрочь забыв об уверенности в завтрашнем дне и получив в результате невознагражденный тяжелый труд по 14 часов в день и откровенное хамство со стороны работодателя, как это случилось с Рики.
Картина «Извините, мы вас не застали» наглядно демонстрирует, в каком кризисе сегодня находятся человеческие взаимоотношения: люди перестали быть людьми, превратившись в довольно мерзкую парочку «заказчик – исполнитель», «поставщик – потребитель», «клиент – продавец». Или «хозяин – слуга»: в любой момент тебе могут сказать, что ты сегодня не нужен, иди домой, свяжемся с тобой завтра – или подбросят срочную работенку. Главное – чтобы ты поверил в красивую сказку, забыл про социальную защищенность и беспрекословно выполнил контракт.
«Унижение бедных и восхищение предпринимательством – две стороны одной медали» (Кен Лоуч)
В фильме Рики начинает свой путь в твердой уверенности открыть свой бизнес и сколотить состояние, а заканчивает как бесправный раб, заключенный в своем же автомобиле. Как недавний предприниматель превращается в холопа? Все дело в пропаганде. Сегодня «нулевые контракты» и концепция свободной занятости активно рекламируются на каждом столбе. Людям продают откровенное вранье, и свобода быстро оборачивается тотальным контролем и отслеживанием каждого твоего шага. Тоталитаризм, говорите? Он самый!
Этому способствует и доблестная критика. Например, в каталоге фестиваля «Послание к человеку» и перед премьерой фильма в Петербурге тоже говорилось об открытии «своего дела». Ага, это про стартапы и мобильные аппы, – думает зритель. О чем же еще снимать Кену Лоучу в 83 года – только мобильные приложения его и волнуют.
В рецензиях на фильм нам рассказывают про эмпатию, маленького человека, теплые отношения мужа и жены, непоколебимые семейные ценности и так далее. Откуда-то критики берут оптимизм, радость и даже называют фильм «душеспасительным». Это такая циничная шутка или нравственное недоразумение?
Почти все рецензии зачем-то говорят о кризисе 2008 года. Якобы семья пытается справиться с последствиями внезапно нагрянувшего кризиса. Он-то тут при чем? Конечно, если не предпринимать никаких мер, то экономический кризис станет перманентным, хотя конструкция «если – то» здесь не работает: все уже случилось.
Кен Лоуч говорит о том же, о чем снимал кино и 10, и 20, и 30 лет назад. «Извините, мы вас не застали» – это фильм об «Отбросах общества» (Riff-Raff, 1991), только 28 лет спустя. Те же люди, только в профиль. Да, условия немного изменились, но по-прежнему возникают те же вопросы: как жить и растить детей? чем платить за дом? а что с медобслуживанием? как выплачивать налоги? Вопросы без ответов.
В фильмах Лоуча непременно найдется какой-нибудь правдоруб, человек умудренный, в возрасте, второстепенный персонаж, который, пока главные герои заблуждаются, обязательно скажет все как есть, отчеканит сермяжную правду. Расскажет, как бороться за свои права, объяснит, что это за права, как их защищать, возмутится, почему нет профсоюзов и так далее. Но, как правило, в существующей системе конец у такого человека один: его уволят с работы, как в «Отбросах общества», или он станет инвалидом, как пожилая женщина в «Извините, мы вас не застали».
Как бы то ни было, ни у Пола Лаверти, ни у Кена Лоуча нет задачи вспороть живот капитализма (он уже давно вспорот и воняет, кого тут удивишь). «Извините, мы вас не застали» – это не фильм-манифест, а очень личная и человечная история людей, которые вызывают симпатию и сочувствие. И абсолютно понятно, почему критики уничижительно называют Лоуча «леваком» и пытаются иронизировать по поводу его героев: показанные ситуации, проблемы и детали сюжета настолько далеки от критической массы обозревателей и рецензентов, что кроме жалкого ерничания ничего не остается.
В финале обязательно надо сказать, что фильм актуальный, злободневный, современный и далее по списку. Но Лоуч был таким всегда – и когда не боялся бойкотировать государство Израиль, встав на сторону палестинцев в арабо-израильском конфликте, и когда предлагал поручительство за Джулиана Ассанжа в суде, и когда боролся своими фильмами и выступлениями за права униженных и оскорбленных. Кен Лоуч снимал и снимает не злободневное, а универсальное кино, напоминающее, какой может быть и какой, собственно, и является система, в которой мы живем: злой, нахальной, жестокой, несправедливой и бесчеловечной. И без ее реформирования будет только хуже.
Читайте также:
- Как рабочие завода взяли в заложники олигарха и что из этого вышло. О фильме «Завод» Юрия Быкова
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡