Идея засунуть в револьвер очень большой патрон, похоже, популярна среди оружейников не менее, чем в Средние века - поиск философского камня. И, хотя эффект от этого тоже сопоставим, результат иногда стоит того, чтобы на него просто поглядеть. Желательно со стороны.
Начнем с классического "жили-были". На этот раз жил-был в начале 1970-х некий Рассел Уилсон в своем штате Индиана, и идея выпустить свой револьвер у него в голове пересеклась с юбилейной датой - мол, ровно сто лет назад американская армия приняла на вооружение патрон .45-70. Старый, винтовочный, да еще и под дымный порох? Казалось бы, при чем тут револьверы?
Что ж, тогда "стероидных" револьверов было еще не так много, чтобы можно было лениво процедить "ааа, еще один". Конечно, некоторые энтузиасты уже слышали про .454 Casull, расцвет которого настанет уже к XXI веку, да и молодой тогда Джон Лайнбо что-то уже, возможно, задумывал... Однако же привычным "пределом мощности" для револьверов были "триста пятьдесят седьмой" и "сорок четвертый" магнумы. Тут же конструктор решил не изобретать велосипед и собрать полноценный шестизарядный револьвер под столетней давности винтовочный патрон - благо конструктивно он для револьверов со своей цилиндрической рантовой гильзой подходил прилично. Правда, до воплощения в серийном образце у него дело так и не дошло - зато его права выкупили Юджин Фелпс и Эрл Келлер, открывшие оружейную мастерскую с весьма неоригинальным названием Century Mfg, Inc. (одноименных фирм в Штатах не то чтобы очень много, но и не одна, и не две).
Результатом этих перипетий и стала первая "модель 100" - слоноподобный револьвер с 203-миллиметровым стволом. Который на ее фоне, заметим, казался не таким уж и длинным.
Золотой отблеск рамки - не покрытие: она действительно полностью изготовлена из бронзы, благо выбранный патрон хоть и внушает уважение размерами, но на черном порохе особо сильного давления не развивает. Вес у револьвера вышел соответствующий габаритам: 2,7 кг с пустым барабаном. Ударно-спусковой механизм по канонам времен "молодости" примененного патрона выбран одинарного действия, но с предохранителем, причем поперечного типа, аналогично используемому чаще всего на помповых ружьях. На фото его можно найти аккурат над задней частью спусковой скобы.
Впрочем, выпустив чуть менее 600 револьверов с 1973 года, уже в 1976 году компания распалась - и Фелпс, и Келлер продолжили выпускать револьверы аналогичного типа, но уже каждый сам по себе. Причем, если Келлер так и продолжал работать с единственной моделью, то под маркой Phelps Manufacturing вскоре предложили уже несколько вариантов револьвера в нескольких калибрах - вплоть до .50-70, а рамка у них изготавливалась из более привычной стали.
Длина ствола у револьверов, выпущенных Фелпсом, доходила до 305 мм - сам револьвер при этом по габаритной длине переваливал за полметра. Впрочем, при выбранном патроне не сказать, что такое разрастание габаритов и веса было так уж плохо: по крайней мере, при стрельбе с упора у него была еще приемлемая отдача.
К девяностым годам, когда и Келлер, и Фелпс умерли, производство револьверов было прекращено обеими компаниями. Сейчас это, по большей части, эксцентричный коллекционный экспонат со средней аукционной ценой в пределах 1000 долларов за поздние модели и 3000 - за оригинальный Model 100.