Что-то я последние пару недель слишком зачастил с древковым оружием. То про «двуручное шило» альшпис расскажу, то про люцернский молот напишу или же про древнесибирскую «глефу» поведаю. И вот сегодня — опять и снова про это же :) Ну, в этот раз отправимся уже восточнее, но даже дальше и больше на юг — в Индию.
Данный вид оружия называется «бхудж» — равно как и восточный город Бхудж. Древковым оружием или глефой бхудж является с большой натяжкой, но сравнивают его чаще всего как раз с ней. Своей конструкцией и способами применения (на сколько это возможно) он действительно является «глефой». С одним «но» — длина древка бхуджа 40-50 см, а боевой части 15-30; чтобы получить «нормальную» глефу пришлось бы совместить воедино сразу три бхуджа!
Из-за своего внешнего вида в самой Индии, по всей территории которой он распространился что довольно необычно т. к. в разных регионах всегда было своё видение военного дела, бхудж имел несколько прозвищ — «нож-топор» и «слоновий тесак»; первое было связано скорее с его применением, а второе с внешностью.
Когда появились бхуджи сказать трудно, но оружие считается достаточно древним и часто рассматривается как наполовину религиозное явление. Как правило, это было полностью металлическое оружие, включая рукоять. Находили их сделанные из практического всего подряд — сталь, бронза, даже простая медь. В зависимости от материала исполнения и размеров клинка масса разнилась, в среднем можно считать что бхудж весит «цельный» килограмм.
Конструкция у бхуджа хоть и очень скромная (если не считать массы украшений), но весьма функциональная. На рукоять насаживались клинки различных форматов, но «классический» бхудж имел довольно широкий клинок с полуторной заточкой и двойным изгибом, который был чем-то средним между тесаком и ятаганом. Позже клинки стали меняться и в каждой местности использовали свой вариант — были и практически прямые, были и очень широкие похожие на клинки китайских гуань дао, а были и вовсе клинки от тесаков кхукри.
Рукояти бхуджа тоже были удивительно разнообразными. На обратном конце «древка» мог располагаться эдакий стилет — острый гранёный шип длиной около 5 см. Но чаще использовался куда более интересный подход — в основании рукояти прятали кинжал, на манер европейской трости-шпаги. В любом из вариантов, конец рукояти мог делаться с набалдашником, что превращало обратную сторону бхуджа в булаву. Особо редкие варианты вообще имели «классическую индийскую» сабельную рукоять с гардой и защитой пальцев.
Хотя бхудж среди семейства глеф был коротышкой и явно не мог использоваться как оружие против кавалерии, он при этом являлся намного более функциональным для индивидуального применения. В рядах армий он, вроде как, широко не использовался, но как личное оружие — про его «захват» всей территории Индии я уже писал.
К тому же, Индия это на Европа — тут оружием махали не все подряд, а лишь «избранные» из касты воинов. Бхудж оружие не самое простое и требовало серьёзной подготовки (может быть дать большей, чем меч или сабля), так что простолюдин не смог бы махать такой штукой даже при всём своём желании.
Пусть его конструкция позволяет использовать хват одной рукой (при размерах с обычный европейский меч из-за металлической рукояти баланс был «приятнее», ещё и можно браться за неё где хочешь), бхудж считается двуручным оружием. Тут всё просто — рубить с двух рук куда «больнее», чем одно. Да и уколы таким широком клинок делать не очень интересно одной рукой — слишком уж тяжело будет вогнать клинок глубоко. К тому же, располагающаяся близко к основанию рукояти вторая рука позволяет использовать «секретку» с кинжалом в самый неожиданный момент. Эти кинжалы не доставали сразу, а использовали, например, в момент блока для нанесения внезапного удара когда враг находится совсем близко и не может отскочить.
Ещё и наличие набалдашника позволяло резко перехватывать рукоять и проводить неожиданные оглушающие удары... В общем, как уже написал, раскрыть весь потенциал бхуджа мог далеко не каждый «любитель». Но, основными ударами бхуджа были всё же рубящие (глефо-ятаган, как никак). К слову, ещё одним из прозвищ бхуджа было «кутай» — «рубить». Существовал даже особый подвид «бхудж путешественника» (честно, оригинальное название не помню, там полтора десятка букв в трудно запоминаемой комбинации) — его лезвие загибалось «во внутрь» и получалось что-то вроде серпа с длинной рукоятью. Такой вариант бхуджа был очень удобен для похода в джунгли — и лианы резать легко, и через заросли дорогу прорубать. Самым извращённым бхуджем стал пистолет:
В чём разница между мечом и саблей?
О грозности этого оружия косвенно можно судить по тому факту, что оно широко использовалось (аж до середины XIX века!) телохранителями самых людей, включая правителей всех калибров. Да и такие внушительные прозвища оружие на пустом месте никто не дают... Выглядели бхуджи часто соответственно их статусу «элитных охранников» — не только устрашающе, но очень богато и ярко. Как и всё оружие Индии, большинство сохранившихся бхуджей это не только смертельное оружие, но и прямо таки наглядное пособие по утончённому искусству.
Верхняя «гарда», стык клинка и рукояти, оформлялась в виде головы слона (либо очень редко какого-то демона) с настолько детальной проработкой, что многие сувенирные статуэтки позавидуют. Рукояти обычно делались рельефными, с нанесением различных индийских орнаментов. А клинки бхуджа — клинки просто загляденье! Они настолько изящно выполнены, что порой долы или рёбра жёсткости без детального осмотра найти трудно. В общем, чем буду флудить, лучше смотрите фотки в статье :)
Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно и вы поможете в развитии каналу :)
Подписывайтесь на мой канал и читайте каждый день свежие статьи связанные с историей военного дела!