Вестники Воли Божией, что мы знаем об ангелах.
Под ангелами мы понимаем духовных существ — бестелесных духов, одаренных умом, волей, могуществом. В Символе Веры они называются миром невидимым, сотворенным Богом. Что же касается творения ангелов, то они были созданы Богом еще до творения всей видимой вселенной.
То есть, еще не было ни звезд, ни межзвездной пыли, еще не было ничего. «Когда были сотворены звезды, восхвалили Меня все Мои ангелы» (Иов. 38,7, перевод с греч.).
Об этом же говорят все известнейшие богословы Церкви — и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст, и Амвросий Медиоланский, и многие другие. Сколько времени прошло с того момента, как они начали существовать и до творения видимого мира, мы не знаем.
Блаженный Иероним даже говорит о неисчетных веках, о вечностях. Фактически нам это не известно. Даже трудно говорить о времени как таковом, кто и как мог тогда его измерять?
Ангелы бессмертны, их сознание простирается вперед в бесконечность. Такие меры как год, век, даже солнечный год для них не применимы.
Что же касается Денницы, падшего ангела, Господь, разумеется, предвидит и его падение. Допускает Бог падение ангела по той же причине, что и допускает падение человека. Бог дарует всем свободу и ни в коем разе не лишает этого дара свое творение.
Бог предвидит, что Денница может согрешить, Он предвидит и падение Адама, но не вмешивается в свободное произволение их. Бог хочет, чтобы мы все пребывали в общении с Богом, чтобы мы все любили Его, но ведь заставить любить нельзя. Бог хочет, чтобы всякий, согрешивший, исправился.
Что касается согрешивших ангелов, то тут есть некоторая проблема, почему никто из них до сих пор не покаялся. Вообще, мир ангельский так далек для нас, далек в смысле непостижимости, что мы очень мало знаем про них. Фактически нам известно лишь то, что они существуют, что они разумны и бесплотны, что среди них есть добрые (ангелы) и злые, падшие (бесы).
Более нам не известно ничего. Даже само их название, ангелы, показывает их роль (вестники воли Божией) по отношению к нам, к людям. И если ангел не открывает что-то для нас, не приходит к нам, то мы уже о нем ничего не знаем. Во всей полноте ведение о них нам раскроется только в раю.
Вспомним мнение, высказанное в древности Немезием и Василием Великим. Эти богословы считают, что Бог предоставил и им возможность покаяния. Но они этой возможностью не воспользовались. Святитель Василий Великий в толковании на пророка Исаию отмечает, что последнего своего шанса диавол лишился, когда подтолкнул к падению человека, когда по причине его гордости и зависти пострадал другой, человек. Означает ли все это, что терпение у Бога кончилось, что Он не хочет спасения им?
Терпение не закончилось. Господь готов принять и всех их, но проблема не в Боге, она в том, что падшие ангелы настолько привыкли ко греху, настолько сроднились с ним, что уже вряд ли смогут измениться.
Но может быть, и есть бесы, которые все же смогли бы исправиться и вернуться в свой ангельский чин. Полнота знания об этих чудных существах нам станет известной, когда мы вместе с ними будем славословить Богу в раю.