Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

Метро на чумном кладбище – подземные тайны «Охотного ряда»

С почвой в Москве – одни проблемы. Это Вам скажет любой строитель первопрестольной, не важно, из какого он века-времени. Никогда не знаешь, какую злую шутку на этот раз вытворят печально известные московские «плывуны» (слои с водоносным песком).

Вот и в начале 1930-х годов при строительстве станции метро «Охотный ряд» земля-матушка не давала спокойно работать метростроевцам.

Снос старых лавчонок Охотного ряда
Снос старых лавчонок Охотного ряда

«На углу Тверской и Охотного была одна из первых шахт метро. В этом месте было чумное кладбище XVI века.

Человеческих костей нашли немало. Одни лежат, другие стоят или находятся в наклонном положении. Находили и находят стоящих вниз головой.
Отчего это? Может быть, от подпочвенных сдвигов, напора вод, а может быть, тут были и счеты господ купцов, бояр и попов с неугодными и неудобными людьми.

Под Тверской был чернозем или нечто вроде чернозема, которому вначале особенно обрадовались: через него было хорошо делать проходку – чистый, хороший чернозем.

Но этот «чернозем» оказался предательским. Он давал проходить через себя и падал огромными глыбами. Его потом боялись больше всех других напластований, – как только он встречался, сейчас же подпирали особенно тщательно. Здесь было одно из первых подземелий. Было очень мокро, тускло, тесно.» (Е. Зозуля).

... почти ничего не осталось.
... почти ничего не осталось.

Строительство метро и сейчас, по-моему, подвиг, а на первых стадиях так вообще дело нечеловеческое. Ведь все методы и технологии горнопроходческой отрасли приходилось изобретать и испытывать буквально на себе в режиме реального времени, под прессингом скоростей первых пятилеток.

Вспоминает инженер А.И. Бобров:

«Древний размыв русла Неглинки, заполненный водоносными песками, давал себя крепко чувствовать строителям станции.
Подземные склепы кладбищ также причинили нам во время проходки немало серьезных неприятностей: на нашем пути неожиданно разверзались пустоты – там, где мы ожидали встретить твердый грунт.»

Сложности окружали первых метростроевцев буквально со всех сторон. Причем не только геологические.

Чего стоило соседство с двумя новыми «небоскребами» - зданием гостиницы Москва и зданием СТО (Союза труда и обороны, которое ныне занимает Госдума).

Задача была архисложная – создать в непосредственной близости с этими гигантскими фундаментами… пустоту. Причем «пустота» эта имела бы кубатуру едва ли не превосходящую оба этих здания, а располагаться должна была на малой глубине – всего 8 метров.

-3

«Наиболее технически сложным предприятием было сооружение пилонов станции, так как огромное давление, передаваемое на столбы пилонов, угрожало не только самым столбам, но и могло вызвать оседание грунта под ними.

В основу принятого нами способа разработки станции был положен так называемый «немецкий способ». Мы первоначально сооружали стены, а затем на готовые стены сажали своды станции.

Так мы поставили крайние стены вдоль гостиницы Моссовета и Дома СТО. Это были как бы барьеры, которыми мы отделили все предстоящие нам работы меж двух указанных зданий. Тем самым мы сразу же защитили эти здания от всяких неожиданностей и развязали себе руки для работы.»

Поставить эти стены было чрезвычайно ответственным и технически сложным делом.

-4
«Мы работали на глубине 14 метров под землей, под одной из самых оживленных площадей Москвы. И вряд ли кто-либо из гулявших наверху москвичей представлял себе, скольких тревог и опасностей стоило нам возведение этих спасительных стен.
Над головой поминутно пробегали трамваи. Железные балки, поддерживавшие 400 квадратных метров площади, гнулись под их тяжестью и, казалось, вот-вот лопнут. Но люди, работавшие под мостом, не задумывались над опасностью.»

Для постройки вестибюля, чтобы не перекрывать движение по улицам, были сооружены так называемые американские мосты. Вверху были смонтированы пролеты, а опоры подводили снизу, по мере разработки котлована.

-5

Как известно, московское метро первые 20 лет носило имя человека, курировавшего его строительство – Лазаря Кагановича.

В 1955 году у Кагановича метро «отняли» (дали ему имя В. Ленина), но станцию Охотный ряд, в качестве своеобразного подарка, оставили. И целых 2 года диктор объявлял непривычное сегодняшнему москвичу название – "Следующая станция ИМЕНИ КАГАНОВИЧА".

Ну а через 2 года Каганович попал в опалу, и началась следующая цепочка переименований.

При подготовке поста была использована книга: А. Васькин «Охотный ряд и Моховая. Прогулки под стенами Кремля».

Интересно? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на этот канал и заходите еще!

Читайте также: