Высочайший в Европе горный хребет с одинокими заснеженными вершинами и цветущими горными лугами. Альпы представляются величественными и романтично красивыми. Но здесь нет и следов нетронутой природы. Спокойные пастбища и пологие травянистые склоны созданы руками человека. Эта тяжелая кропотливая работа на протяжении тысячелетий была необходима, чтобы сделать Альпы такими, какими они предстают сегодня.
Человек меняет природное пространство Альп со времени появления первых аграрных обществ, основанных почти 7000 лет назад, до современных высокотехнологичных лыжных трасс.
Как все начиналось
Альпы возникли около 130 миллионов лет назад, когда африканская континентальная плита дрейфовала на север и столкнулась с европейской платформой. Во время столкновения две плиты соединились идеально. На более позднем этапе давление с юга возросло настолько, что камни поднялись, и возникли высокие горы.
После последнего ледникового периода Альпы были полностью покрыты лесом на высоте от 2000 до 2400 метров. Но альпийские луга были намного меньше, чем сегодня.
Поскольку растительность Альп еще очень молода, в области девственных лесов нет большого биологического разнообразия. В отличие от лесов, альпийские луга богаты многими видами растений.
Так как многие растения выжили на небольших территориях, которые не подвергались оледенению во время ледникового периода. Ландшафт Альп непосредственно после последнего ледникового периода ничем не напоминает сегодняшний знакомый всем вид.
Первые люди появляются в Альпах
На юго-западном краю Альп первые люди появились миллион лет назад. Уже во время ледникового периода охотники вынуждены были путешествовать по Альпам в поисках добычи, что подтверждается различными находками каменных орудий с 70 000 до 40 000 лет до нашей эры.
Нетипичные для альпийского региона вещи, которые были найдены в поселениях на берегу озер или на перевалах, - кремни, декоративные сосуды, улитки или янтарь - показывают, что люди пересекали Альпы со времен неолита для обмена товарами.
Климат долин и горных склонов имел решающее значение для основания поселений людей. С 6-го тысячелетия до нашей эры первые аграрные общества обосновались в южном средиземноморском альпийском регионе.
Чтобы выжить в диких условиях, поселенцы расчищали леса, держали скот и выращивали зерно на высоте до 1500 метров. Благодаря массовому вмешательству в природу люди существенно изменили ландшафт Альп.
Римляне прокладывают дороги
В 15 году до нашей эры римские войска пересекали Альпы по военно-стратегическим причинам во время масштабной германской кампании Друса и Тиберия.
Для быстрого и легкого пересечения Альп римляне строили дороги и содержали дорожные сети. В самих альпийских долинах они создавали военные лагеря, которые позднее превращались в альпийские города, например, Аоста или Хур.
В городах процветала торговля. Даже продукты, такие как сыр или мясо, поставлялись в римские города из Альп. Из верхних горных районов римляне доставляли лед для охлаждения пищи. Некоторые крестьяне делали попытки заниматься торговлей.
После ухода римлян между 4-м и 11-м веками нашей эры Альпы снова опустели. Оставшиеся в городах и поселениях альпийские жители питались исключительно продуктами, которые сами выращивали.
С 1000 года нашей эры произошло значительное глобальное потепление с серьезными последствиями для Альп. В западных и восточных Альпах сельскохозяйственные угодья были расширены.
В раннем средневековье развивался традиционный и культурный мир Альп с его сельскохозяйственными методами работы и праздничными обычаями, которые продолжались до 20-го века.
Первые покорители альпийских вершин
Горы приглашают первых покорителей альпийских вершин в 18 веке в Альпах. Первое восхождение на Монблан было в 1786 году, на Маттерхорн - в 1865.
Поначалу жители Альп чрезвычайно удивлялись тому, что горожане с энтузиазмом тянутся к их суровой и негостеприимной природе. После первого замешательства возникла идея прибыли. Даже философ Гегель жаловался в конце 18-го века на высокие цены в альпийских регионах.
Зимние виды спорта, введенные англичанами в Швейцарии, еще больше повышают популярность Альп как туристического направления. В Санкт-Морице строятся первые роскошные отели прекрасной эпохи. Благодаря использованию гидроэнергии отели в альпийском высокогорье вскоре электрифицируются.
Как только железная дорога зарекомендовала себя как вид транспорта, Альпы быстро поддерживают ее строительство. Одним из самых смелых проектов 19 века был план по соединению Северной Европы с Италией через Сен-Готардский железнодорожный туннель. После невообразимо тяжелой работы в туннеле, которая стоила жизни многим рабочим, он был введен в эксплуатацию в 1882 году.
Потребовались не только транзитные маршруты, но и канатные дороги, как удобные «подъемники» для туристов. Первая канатная дорога в Европе отправляет экскурсантов на знаменитую гору Риги. Дорога на Юнгфрау была электрифицирована в 1912 году.
В 1959 году был заложен первый камень в строительство первой высокогорной автомагистрали через перевал Бреннер. Основные автомобильные туннели, такие как Большой Сен-Бернар, Сен-Готард, Арльберг или Фрежюс, ускоряют доставку туристов до желаемого места отдыха в направлении север-юг.
Продолжение истории Альп читайте в новой статье.