Найти в Дзене
Новгородский строитель

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Продолжая тему старинного деревянного дома ("Русская изба: как что называлось" и "Русская изба: как что называлось. Продолжение"), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Томск, 19-й век
Томск, 19-й век

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Старинное слюдяное окно
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

Волоковое окно с решеткой
Волоковое окно с решеткой
Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками
Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Конструкция волокового окна
Конструкция волокового окна
Другой вариант - заслонка двигается снизу вверх
Другой вариант - заслонка двигается снизу вверх

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой
Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

Простое косящатое окно с одной ставней
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

-11

-12

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

-13
-14

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

Варианты обрамления
Варианты обрамления
То же, но немного иначе
То же, но немного иначе

· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

-17
-18

· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

-19
Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры
Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры
А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"
А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"

· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;

Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам
Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам

· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

-23

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;

Простые филенчатые ставни
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Тоже филенчатые, но уже с резьбой

Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов

· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.

-27
-28

Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!

-29

Продолжение 3 - о теремах и хоромах

Продолжение 4 - крыши русских домов

Продолжение 5 - интерьеры изб и хором