Та самая картина, которую привез на Тегеранскую конференцию И.В. Сталин. Одновременно простой и жуткий сюжет так впечатлил Рузвельта и Черчилля, что, по воспоминаниям Иосифа Виссарионовича, они несколько минут не могли вымолвить ни слова.
Итогом конференции стало открытие второго фронта, во многом изменившего ход и Великой Отечественной, и Второй мировой войны. Может быть, в чем-то и благодаря картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел».
Первоначальным названием работы было «Немец пролетел». Но И.В. Сталин в рамках политкорректности изменил «немца» на «фашиста». Конечно, и это название было неточным — фашизм соотносится со взглядами Б. Муссолини, а не А. Гитлера. Однако во время ВОВ наименование «фашисты» закрепилось именно за немецкими захватчиками.
И сегодня «Фашист пролетел» заставляет замедлить шаг, задуматься, а то и почувствовать ком в горле. Это ответ на сотни вопросов: зачем советские люди не жалели себя ни на фронте, ни в тылу, зачем совершали подвиги, зачем проливали кровь, зачем шли до самого конца? Чтобы никогда и нигде на земном шаре больше не было таких сюжетов.
А. Пластов изобразил осенний косогор – золотистые березки, будто бы налитые солнечным светом. Тут должно быть тихо и спокойно, но нет: взгляд падает на маленького песика. Он не резвится в траве и не несется за палкой: животное, вздернув голову к небу, не прекращая воет. У зрителя уже плохое предчувствие: случилось что-то страшное.
А дальше — растерянные овечки, разбежавшиеся в желтой траве. С ними не справится маленькой собачке — тут непременно нужен пастушок. Взгляд ловит и мальчишку. Но он не беспечно уснул в траве: как-то странно у ребенка вывернута рука, слишком далеко лежит кнут, а на русых волосах — запекшаяся кровь. Мальчик мертв.
И последним за зеленью холмов, в лазурном небе зритель, приглядевшись, заметит фашистский истребитель. Именно он выпустил град свинца, который вмиг превратил осенний пейзаж в картину, от которой стынет кровь.
Неподалеку и другие жертвы налета — корова и теленок. Овцы еще немного побродят без пастуха и сами вернутся на пастбище. И только маленький пес останется звать на помощь, что уже не нужна его другу. А может быть, собака уже поняла, что это смерть человека?
Что же было в мыслях фашистского летчика перед тем, как он пустил снаряды по беззащитному ребенку? Что будет с родителями мальчика? Живы ли они вообще? Найдут ли бездыханное тело пастушка односельчане? Сколько таких оборвавшихся детских жизней на совести у фашистов? Простой сюжет, приглушенная колористика, минимум деталей. Но так много мыслей и вопросов.
Зрители делятся, что картину «Фашист пролетел» невозможно забыть, даже однажды увидев. В ней — истинное лицо войны, неутихающая боль от потери, разоблачение жестокости и бездушности. Если бы Пластов изобразил кровавое поле боя, картина бы не была такой пронзительной. Дети — надежда, будущее человечества. А смерть пастушка — прямой намек на то, что фашисты намеревались лишить мир того самого светлого будущего.
А что вас поражает в картине Пластова?