Найти в Дзене
Елизавета

Ведьма в торговом центре

Торгово-развлекательный центр, фонтан под стеклянным куполом, место встреч. Здесь стоит женщина в чёрном пальто и чёрной шляпе, вся в чёрном, хромая, с чёрной тростью. Рядом с нею - маленькая аккуратно одетая девочка. Женщина протянула в сторону девочки трость: "Если не будешь слушаться, то - смотри что у меня есть!" Из наконечника трости выскочило лезвие. Маленькое треугольное лезвие. Девочка застыла. "Все дети как дети, ходят нормально, а ты выделываешься!". Это было не кино, не хэллоуин. Обычная сценка у фонтана. Обычная ситуация, когда взрослый угрожает ребёнку. Угрожает ребёнку как ребёнок. Мне было жаль девочку, но в ведьме с тростью я узнала девочку ещё более беспомощную. А лезвие, должно быть, предназначено для гололёда: чтоб опираться на трость без риска поскользнуться. * Когда я разместила этот текст в соцсети, на него откликнулась писательница Фаина Гримберг. У нас получился интересный разговор по поводу. В репликах родился новый сюжет. * Фаина Гримберг: Девочка стала сл
Оглавление
Эдуард Мамедов
Эдуард Мамедов

Торгово-развлекательный центр, фонтан под стеклянным куполом, место встреч. Здесь стоит женщина в чёрном пальто и чёрной шляпе, вся в чёрном, хромая, с чёрной тростью. Рядом с нею - маленькая аккуратно одетая девочка.

Женщина протянула в сторону девочки трость:

"Если не будешь слушаться, то - смотри что у меня есть!"

Из наконечника трости выскочило лезвие. Маленькое треугольное лезвие. Девочка застыла.

"Все дети как дети, ходят нормально, а ты выделываешься!".

Это было не кино, не хэллоуин. Обычная сценка у фонтана. Обычная ситуация, когда взрослый угрожает ребёнку.

Угрожает ребёнку как ребёнок.

Мне было жаль девочку, но в ведьме с тростью я узнала девочку ещё более беспомощную.

А лезвие, должно быть, предназначено для гололёда: чтоб опираться на трость без риска поскользнуться.

*

Когда я разместила этот текст в соцсети, на него откликнулась писательница Фаина Гримберг. У нас получился интересный разговор по поводу. В репликах родился новый сюжет.

*

Фаина Гримберг: Девочка стала слушаться. А если бы бабушка уговаривала ее, девочка никогда бы не послушалась.

- Вы решили, что эта женщина - бабушка девочки. А ведь в тексте нет ни одного указания на это. Даже возраст женщины не указан.

Фаина Гримберг: хромота, трость, одета в черное - вдова... вы назвали женщину "ведьмой" - традиционно в русском лексическом дискурсе - ведьма стара...

- Хромота, трость, чёрная шляпа, чёрное одеяние - ведьма, укравшая девочку. Ассоциации выстраиваются согласно стереотипам.

Фаина Гримберг: как написано, так и выстраивается!

- Как читается, так и выстраивается)

Фаина Гримберг: я ведь тоже хожу с палкой, и когда вижу бегущего очертя голову ребенка, приподымаю палку сердито!

- Ну да, воспринимаем текст сквозь свой опыт и знания.

Фаина Гримберг: потому что боюсь, как бы на меня не налетел... поэтому я этой бабушке сочувствую...а получился бы хороший рассказ: на самом деле это девочка - ведьма, она крадет молодость у девушки, и та становится старухой... мне иногда так думается, что какая-нибудь девочка, идущая из школы, ведьма, укравшая мою молодость и здоровье!

- Как в сказке о потерянном времени?

Фаина Гримберг: нет, у Шварца не страшно, потому что состарившиеся дети сохраняют подвижность...

- Действительно, я об этом не задумывалась.

Фаина Гримберг: и концовка: несчастная "старуха" хочет уничтожить "девочку", но это возможно сделать только на людях, а люди добрые, как вы, Лиза, они возмущены...

- Интересный рассказ.

Фаина Гримберг: вот к чему приводит печальный опыт хождения с палкой! увы!

- Я не знаю радостного опыта. Опыт детства сообщает чувство бессилия и беспомощности, то же самое сообщает опыт старения, и опыт родительства тоже.

Фаина Гримберг: опыт старения - опыт ненависти к чужой молодости! но в этом стыдятся признаться!

- Стыдятся или не стыдятся, но показывают. Молодость тоже не добра к старости.

Фаина Гримберг: увы!