Найти в Дзене
Radio-gaga

«Мне сказали, что у меня голос красивый, смогу ли я стать ведущим»

Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, так как голос, хоть и важная составляющая эфирной работы, но запомните раз и навсегда: не основная! Главное в работе ведущего, так же, как и в любой журналистской работе, это умение писать. Писать интересно, грамотно, адекватно и с некоей «остринкой» - это может быть юмор, могут быть выразительные средства или даже примеры из жизни. Кстати, именно обращение к личному опыту в эфире а-ля стандартный прием «рассказ, как я сегодня добиралась до работы» очень заходит аудитории. Вообще умение хорошо писать – это первый шаг к тому, чтобы красиво говорить. Если вы не можете сложить в логичную цепочку мысли в собственной голове или на листке бумаги, о каком прямом эфире, который слышит миллионная аудитория, идет речь?  Я на радио относительно недавно и ни в коем случае не могу назвать себя богиней современного радиовещания. Сейчас я работаю журналистом на петербургском «Авторадио» и веду новости и гостевые эфиры на «Детском радио». За 2 года стажи
Фото использовано с сайта incrussia.ru
Фото использовано с сайта incrussia.ru

Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, так как голос, хоть и важная составляющая эфирной работы, но запомните раз и навсегда: не основная! Главное в работе ведущего, так же, как и в любой журналистской работе, это умение писать. Писать интересно, грамотно, адекватно и с некоей «остринкой» - это может быть юмор, могут быть выразительные средства или даже примеры из жизни. Кстати, именно обращение к личному опыту в эфире а-ля стандартный прием «рассказ, как я сегодня добиралась до работы» очень заходит аудитории.

Вообще умение хорошо писать – это первый шаг к тому, чтобы красиво говорить. Если вы не можете сложить в логичную цепочку мысли в собственной голове или на листке бумаги, о каком прямом эфире, который слышит миллионная аудитория, идет речь? 

Я на радио относительно недавно и ни в коем случае не могу назвать себя богиней современного радиовещания. Сейчас я работаю журналистом на петербургском «Авторадио» и веду новости и гостевые эфиры на «Детском радио». За 2 года стажировки и работы я поняла, что какой бы шикарный баритон и владение голосом у тебя ни было: все дело в ручке! Ну, или в клавиатуре. Короче, в умении писать! Научиться этому, кстати, не так сложно. Ведущей новостей, например, не нужно быть Пушкиным, владеющим супер-креативностью, остроумием и способностью придумывать оригинальные метафоры. Для того, чтобы вести новости, нужно уметь находить и перерабатывать информацию в адекватный, логичный формат. Причем, искать эту информацию можно с помощью открытых ресурсов. Звучит несложно, верно? Но, на деле, освоить работу новостника – не так-то и легко, ведь найти инфоповод, понять степень его важности, проверить инфу, да еще отредактировать и правильно ее подать в эфире – это целое мастерство! Но при желании и его можно освоить. 

Ведущему тематических информационных программ нужно уметь писать по-другому: живо и весело, уметь находить темы и развивать их с помощью интересных деталей, экспертного мнения или опять же личного опыта. Вы, наверное, уже задались вопросом: «ну, окей, ведущим информационных блоков нужно уметь писать – это ясно, а диджеям-то зачем? Они ведь только на кнопки нажимают да погоду объявляют?». Нет, ребята, это большое заблуждение. Чтобы быть диджеем, необходимо уметь прописывать «выходы» - эфирные рассказы, которые ты озвучиваешь в прямом эфире. Здесь нельзя «лить» словесную воду, спотыкаться и допускать ошибки. «Выход» может быть полезной информацией о том, что сейчас происходит в городе, может быть срочной новостью или просто шуткой, рассказом о музыканте, чья песня только что прозвучала…казалось бы, просто, но попробуйте сейчас включить любую волну радиостанции, послушать песню и быстренько сообразить, а что бы вы сказали сразу после окончания этой композиции? Как бы вы заняли, казалось бы, мизерные 30-40 секунд эфира? Открою страшную тайну: диджеи не импровизируют. Конечно, бывают гении, которые способны без подготовки провести шикарное интервью или на ходу сочинить интересный рассказать, но это – большая редкость. Все заранее прописывают вопросы и даже потенциальные комментарии к ответам своего гостя, заранее придумывают «шутки» и ищут информацию, которую можно «обыграть» в эфире. Так что писанина – ключ ко всему. Но подробнее о том, как писать в разных радиожанрах, буду рассказывать постепенно на страницах своего блога. 

С письмом разобрались, а что же еще важно в работе ведущего? Это, конечно, очевидные вещи: голос, дикция, артикуляция. О понятии «красиво поставленный» голос слышали практически все, но что это значит, на деле? Голос радиоведущего должен быть «крепким», даже если от природы он у вас мягкий, громким (не кричаще-громким, конечно, а слышимым), уверенным, не скачущим то «вниз», то «вверх», не переходящим то на звон, то на писк; подкрепляемым четким произношением и верно подобранной для конкретного сюжета манерой. Вы можете «смазать» слово, можете ошибиться, но манера, в которой вы рассказываете, должна быть живой и интересный – скучно и занудно рассказывать нельзя даже новости про политику. Любой свой рассказ нужно скрашивать интонациями. Главный совет: улыбаться во время начитки. Попробуйте взять любую (естественно, не трагическую, а позитивную или нейтральную) новость из интернета, прочитать ее с широкой улыбкой и записать на диктофон. Послушайте запись, и вы поймете, как будет отличаться звучание с улыбкой и без нее. 

Кроме того, важна интонация – ее в отличие от голоса вы можете постоянно менять в течение начитки или рассказа. С помощью нее вы можете выделять нужные смысловые фрагменты и даже управлять настроением своего слушателя. Для разминки попробуйте выполнить следующее упражнение: берем самое нейтральное предложение «Завтра я планирую пойти в музей». И теперь читаем его с разной интонацией и разным настроением: во-первых, представьте, что вы очень радуетесь тому, что пойдете в музей и сообщаете эту новость с восторгом; во-вторых, представьте, что вас этот факт очень расстраивает, и в музей вы идти не хотите; в-третьих, представьте, что вас эта новость злит и, в-четвертых, произнесите это предложение как ведущий новостей на «Первом канале» - строго, четко, уверенно и без лишних эмоций. Для антуража можете посмотреть в какую-нибудь точку и представить, что вы смотрите при этом в камеру:) 

Чувствуете разницу? Вот так, переключаться с одной интонации на другую и говорить то серьезно, то шутливо ведущему необходимо постоянно. 

Итак, что мы имеем. Вот минимальный набор качеств и способностей, которые нужны радиоведущему: умение хорошо писать, приятный тембр голоса, четкая дикция, хорошая артикуляция, владение интересной манерой, умение управлять интонацией. И это – самый минимум. Я не говорю об умении вести беседу, комментировать реплики собеседники, импровизировать и придумывать «остроты», монтировать звуки и, конечно, управлять диджейским пультом. Рассказать обо всем в одном посте, конечно же, не получится. В рамках этого блога мы проведем курс начинающих радиоведущих, разберем подробно каждый критерий, выполним разные упражнения, научимся говорить красиво и четко, вести беседу и реагировать на реплики собеседники, писать новости и управлять своим голосом. Оставайтесь на связи! И, возможно, ваша мечта стать радиоведущим (которая когда-то и для меня была просто мечтой) станет явью🥰