Большая часть граждан выражает классическое богословское или религиозно-центристское мнение, определяя его как субъект, правовую систему, определяющую вопросы настоящего и будущего мира. Они поддерживают Светский и прогрессивно-эволюционный взгляды. Интересно, что позиция ученого-позитивиста очень слаба.
Жители Балканского региона проявили активность в этом направлении, выражая обеспокоенность религиозными чувствами своих детей, что привело их к тому, что они отправили своих детей в религиозную организацию для ознакомления с религией, что обычно означает обучение чтению священной книги, Корана и основ религии и ислама. С другой стороны, некоторые из них, по различным причинам они не отправили своих детей в религиозные школы.
В этом вопросе существует явная разница между мнениями, но большинство направили своих детей на неформальное религиозное образование. Учащиеся, в процессе религиозного образования (мектеб, мечети, частные дома и т.д.) заявили, что узнали много полезного, хотя некоторые считают, что ничего не узнали или узнали, но не так много, как они ожидали. Это говорит нам о том, что религиозные школы и мечети приносят пользу молодым поколениям, которые являются строителями будущего. В последнее время или, допустим, в последние годы идет ожесточенная дискуссия о том, следует ли внедрять религиозное образование в наших государственных школах, и высказываются ли в этой связи мнения «за» и «против». Было проведено исследование по включению религиозного образования в государственные школы РМ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что религиозное образование является необходимым. Большинство рассматривают религиозное образование как образование, необходимое каждому.
Одним из аспектов религии является этическое измерение, и некоторые даже утверждают, что нравственность – это еще одно совокупное состояние религии и ничего больше. Эмпирические исследования показывают, что участники практически едины в своем отношении к конструктивности религии в моральном аспекте. Лишь малая доля не приняли предложенную фразу, предполагающую позитивную взаимосвязь между религиозным образованием и нравственностью, всегда в пользу молодежи как категории, которая является залогом будущего для любой социальной группы от семьи до нации. Учителя с большим сомнением относятся к взаимосвязи религиозного воспитания и этического воспитания молодежи по сравнению с родителями и учащимися. Это подтверждается и ответом на предложение о том, что религиозное образование может способствовать идеологической обработке молодежи. И более половины согласились с этим предложением, остальные сказали, что «не знают» или, что религиозное образование не может внушать индоктринацию ни детям, ни молодым людям.
Общественные ценности и убеждения представляют собой определенные качества и мнения, которые являются общими для культуры или группы людей. Они могут быть религиозными, экономическими, политическими и т.д. Имеет место попытка, получить результаты по вопросу: «Школа должна не только воспитывать учеников, но и формировать их духовно, воспитывать поколения с подлинными ценностями». Поэтому было предположение, что образование – это не только механизм передачи данных, информации из одного экземпляра в другой, от преподавателя/профессора к студенту, но и гораздо более сложный процесс, который также предполагает воспитание человека, вооружая его набором ценностей, которые делают его человеком, а не просто обладателем диплома или профессионалом в той или иной области. Это один из аспектов, в котором образование отсутствует сегодня, поскольку школа воспринимается как «фабрика образования», где дети, поступающие в нее как таковые, выступают в качестве учащихся различного профиля (в зависимости от их ориентации), что вызывает многочисленные нарушения в их будущей жизни, а также в их отношениях с другими членами общества как в рамках микро-, так и макроплана, поскольку современные проблемы носят не просто локальный, а универсальный, глобальный характер.
Одним из важных, является вопрос о том, когда религиозное образование должно начинать предлагаться детям – вопрос, связанный с психолого-педагогическим спектром. По мнению наиболее фундаменталистских кругов, религиозное образование должно начинаться в детском саду или младших классах, а сторонники умеренного взгляда утверждают, что катехизис лучше подходит для начальной школы, но в старших классах. Третьи утверждают, что религиозное образование должно предоставляться не детям в начальной школе, поскольку оно создает путаницу, предлагая абстрактные понятия, а учащимся средней школы, у которых уже есть несколько ясных моментов. Существует две альтернативы: «на всех этапах» и «ни на одном из них». Почти половина участников считают, что религиозное образование должно предоставляться в начальной школе, другие считают детский сад или дошкольное образование наиболее подходящим этапом для привития религиозных взглядов. Лишь малая часть отметили, что наиболее подходящим этапом для религиозного образования является средняя школа, что свидетельствует о том, что среднее образование рассматривается как более профессиональное.
Большая часть второй половины отметили, что катехизис должен быть обеспечен на всех этапах образования, от детского сада до средней школы. Лишь некоторые поддержали позицию, согласно которой религиозное образование не должно быть включено в повестку дня или учебные программы государственных школ.
Интересен тот факт, что каждый второй студент поддерживает религиозное образование на каждом этапе обучения.