(1703-1770) Французский живописец, гравер, декоратор. Творец бесчисленного сонма румяных купидонов, поскольку яркий представитель стиля рококо.
Франсуа Буше родился в Париже в семье художника Николя Буше, который занимался изготовлением гравюр и узоров для вышивки. Мальчик с ранних лет помогал отцу в мастерской. Мудрый родитель, обнаружив в сыне художественный талант, в 1720 году отдал его в обучение к одному из столпов эпохи рококо — Франсуа Лемуану, и уже через несколько месяцев юноша покинул мастерскую мэтра. Буше поступил на работу в мастерскую гравера Жана-Франсуа Карса. Помимо учения и художественной практики юноша получил самостоятельный заработок и ряд полезных знакомств с высокопоставленными клиентами учителя. Уже через два года Франсуа доверили иллюстрацию нового издания «Французской истории». Годом позже он получил первую академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима». С 1722 по 1723 год Буше участвовал в подготовке офортов-репродукций живописца Антуана Ватто, благодаря чему изучил композиционные приемы, характерные для стиля рококо.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, и, соответственно, получил право учиться в Риме. Однако вакантное место в итальянском филиале академии нашлось только в 1727 году — тогда же Франсуа и отправился в свой Гранд Тур. Из Италии Буше привез вдохновение работами итальянских мастеров и венецианской традицией монументально-декоративной живописи. Яркие интерпретации этих впечатлений — пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе». Позже пейзажи Буше, сохранив композиционный строй, стали более декоративными. И, как всякие декорации, они требовали сюжета и персонажей: так в творчестве художника появились очаровательные пасторальные сценки. И пейзажи, и пасторали художник строил по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене молодым миловидным поселянам, занятым отдыхом или выяснением любовных отношений.
Отдельно место в живописи Буше занимали полотна на мифологические и библейские сюжеты — вот уж где мастер мог разгуляться в использовании характерных для рококо ярких чистых цветов и живописании розовых пяток и румяных ягодиц. Впрочем, стилистическая вычурность и приторность работ ни в коей мере не умаляет их художественной и исторической ценности. В 1731 году Франсуа Буше вернулся из Италии и стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи . Тремя годами позже стал ее полноправным членом за картину «Ринальдо и Армида». В 1733 году он женился на семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо, которая стала натурщицей и прообразом бесчисленных «нимф» Буше. В 1735 году художник стал преподавать в академии как ассистент, ещё через два года получил статус мастера, а затем стал профессором. Параллельно с преподаванием он работал в театральной декорации, а также делала картоны для ковров на мануфактуре Бове. С 1735 по 1746 годы Буше занимался росписью версальских апартаментов. В комнате её королевского величества появилась работа «Королевские добродетели», в малых апартаментах «Охота на тигра» и «Охота на крокодила», в апартаментах дофина — «Венера и Вулкан». Популярность Буше и его ценность в высших слоях французского общества стремительно росла: для Королевской библиотеки Парижа он написал «Историю», в 1742—1748 годах он занимал должность декоратора парижской Оперы, а в 1755-м Буше стал директором Королевской мануфактуры гобеленов.
В 1761 году сын простого парижского гравера стал ректором Королевской академии живописи и ваяния, в 1765 году — ее директором. Тем не менее, к этому времени Буше-художник стал терять былую популярность, поскольку на смену легкомысленному рококо пришел сдержанный и строгий классицизм. В 1768 году Буше написал одно из последних полотен «Адам и Ева оплакивают Авеля», которое осталось незавершенным. Интересно, что Авель на картине — сам Франсуа Буше, а первые люди — покровители художника Людовик XV и его фаворитка маркиза де Помпадур. В 1770 году, незадолго до своей смерти, художник был избран почётным членом Петербургской академии художеств.
Автор: Ксения Божинская