Найти тему

А вы знали, что первый в мире яхт-клуб появился в Петербурге?

1716 год. Над лодкой развивается флаг. У него необычный пестрый рисунок: вдоль шкаторины – кайма из девяти треугольников, на полотнище 6 горизонтальных полос белого, синего и красного цветов.

«Флаг яхт и буерный»
«Флаг яхт и буерный»

За штурвалом парусника мужчина в треуголке, украшенной белым пером – это он разработал рисунок флага и поднял его над своей лодкой. За свою жизнь он создал более 30 морских флагов, этот – "Яхт и буерный" – один из последних. Всего через 2 года под ним выйдет уже целый флот из 141-го судна. Человека же в треуголке назовут Великим.

Петр I и Екатерина I катающиеся в шняве на Неве.
Гравюра XVIII века, Зубов А.Ф.
Петр I и Екатерина I катающиеся в шняве на Неве. Гравюра XVIII века, Зубов А.Ф.

"В вечное и потомственное владение, с тем, однакож, чтобы владельцы их починивали и вновь делали уже на свой счет", с этими словами 1718 году Петр Великий учреждает первый в мире яхт-клуб "Невский флот" и бесплатно передает 10 яхт, 75 буеров, 10 торншхоутов, 21 баржу, 11 рябитов и 14 вереек видным деятелям Санкт-Петербурга.

Устав яхт-клуба Петр тоже напишет собственноручно:

"Выходить на своем судне в любое время к указанному вывешенными флагами месту по специальному сигналу из пушки."

По воскресеньям и праздничным дням раздавался специальный сигнал из пушки, по которому всем обладателям царского подарка надлежало прибыть к назначенному месту и упражняться от двух до четырех часов в зависимости от времени года.

Яхты и корабли на Неве 
Гравюра XVIII века, Зубов А.Ф.
Яхты и корабли на Неве Гравюра XVIII века, Зубов А.Ф.

Следить за исполнением Устава поручалось "Невскому комиссару". Им был назначен опытный моряк, придворный Императора, Иван Потёмкин.

Нарушители Устава, как то: не прибывшие на учения и не приславшие своих детей или родственников в замен, или покинувшие Неву до окончание заплыва, должны были уплатить штраф, причем нарушившие дважды – в двойном размере, трижды – в тройном и так далее…

Создавая "Невкий флот" "для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании", Петр Первый хотел разжечь интерес дворян, их детей и родственников к морю и плаванию под парусами, а люди, влюбленные в море, как известно, смогут стать лучшими кадрами для высшего командования Российским флотом.

Шхуна экспедиции Э. В. Толля «Заря» под флагом Невского яхт-клуба. 1899 г.
Шхуна экспедиции Э. В. Толля «Заря» под флагом Невского яхт-клуба. 1899 г.

После смерти Петра Первого "Невский флот" пришел в упадок. Без угрозы наказания, суда больше не выходили на еженедельные учения. Перестал звучать и пушечный выстрел. Возродить Невский яхт-клуб с более или менее явным успехом пытались Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Николай II. При нем в 1900 году под "флагом яхт и буеров" даже была совершена Русская полярная экспедиция под командованием Эдуарда Толля – первое академическое предприятие в водах ледовитого океана, совершенное на собственном судне.

Яхты на Неве
Мальков К. Ю.
Яхты на Неве Мальков К. Ю.

Пытались возродить его и после революции, включив в состав военно-морского флота СССР, а позже и Российской Федерации. В 2009 году "Невский яхт-клуб" снова прекратил свою деятельность. Остается надеяться, что на этом его история не закончилась.

Помните, что лайк в интернете - это спасибо автору! Будьте вежливы!
Мир вам!


Юлия Мирей

Яхты
4360 интересуются