Северное кладбище было основным местом захоронения людей в Абидосе во времена Среднего Королевства, и продолжало использоваться в течение греко-римского периода. Его точные пределы пока неизвестны, но он охватывает как минимум 50 га. Во времена Средневековья эта область служила местным элитным слоям, а также представителям среднего и низшего классов. В этот период королевская деятельность в Абиденском некрополе сместилась в Южный Абидос.
По остаткам керамических скоплений на кладбище, территория вокруг королевских погребальных вольеров эпохи ранней династии сохранилась как исключительное священное место до 11-й династии, в течение 700 лет. В начале Среднего королевства центральное правительство официально предоставило частный доступ к этому ранее закрытому месту захоронения: орфография королевской стелы Неферхотепа I 13-ой династии, записывающей подобное действие, указывает на то, что на самом деле это может быть копия предыдущего королевского указа Среднего королевства.
В ходе этих ранних исследований основное внимание уделялось останкам на поверхности земли и музейным объектам, в результате чего было обнаружено значительное число погребальных и вуальных стеллажей в Среднем Королевстве. Эпоха более систематических исследований началась с работ Флиндерса Петри в 1899 году, за которыми последовало несколько экспедиторов, работающих в различных учреждениях, в первую очередь Томас Пит и Джон Гарстанг.
Этот период исследований завершился творчеством Анри Франкфурта в 1925-1926 годах. Несмотря на то, что было собрано много информации о нерояльных погребениях в Среднем Королевстве, не было разработано подробной всеобъемлющей карты, и экскпедиторы редко публиковали все свои находки. Цель многопрофильной экспедиции Пенсильвания-Яле, которая проводилась в северной части кладбища с 1966 года, заключалась в составлении всеобъемлющей карты и представлении как можно более полной информации о состоянии здоровья людей, захороненных на кладбище, включая впервые сведения о состоянии их здоровья.
Самые ранние средневековые захоронения в северо-восточной части кладбища произошли в связи с его близостью к городскому храму Осириса. Выбор пространства может также отражать более прагматичное беспокойство по поводу благоприятных подземных условий, характеризующихся в этой области чрезвычайно компактной песчано-гравийной матрицей; такой тип матрицы позволяет проводить выемку глубоких и регулярных погребенных стволов.
По мере заполнения этой части кладбища захоронения распространились в юго-западном направлении вокруг погребального вольера 2-й династии Хасехемвы в сторону скал, но в период Средневековья не вторгались в вади, отделяющие северное от среднего кладбища, которое сохранилось как путь шествия в Умм-эль-Каб.
Неясно, были ли в Абидосе, обычном месте захоронения провинциальной элиты, вырезанные камнями гробницы, что позволило разделение этого низкого пустынного кладбища с населением, более дифференцированным, чем обычно.
На Северном кладбище в период существования Среднего Королевства существовали два основных типа могил, отражающих социально-экономическое положение умершего и его семьи: шахтные могилы и надводные могилы. Могилы в шахтах чаще всего встречались в Абидосе парами, хотя экскпедиторы зафиксировали восемь и более рядов. Эти шахты были ориентированы на север по течению реки и, как правило, были связаны с той или иной формой глинобитной архитектуры, служившей погребальной часовней, часто содержащей известняковый камень с надписью, содержащей стандартные формулы и имя и титул умершего.
Размеры и отделка этих часовен варьировали от больших грязевых мастаб с внутренними камерами до очень маленьких сводчатых сооружений высотой менее 30 см. Глубина самих стволов варьируется от 1 до 10 метров. Погребальные камеры открывались либо с северной, либо с южной стороны шахты, часто на разных глубинах находилось несколько камер, в каждой из которых обычно находился один человек в простом деревянном гробу.
Могильные предметы могут включать керамические изделия, косметические изделия и ювелирные изделия из различных материалов - от посуды до полудрагоценных камней и золота. Валовые могилы с несколькими камерами, скорее всего, служили семейными могилами, которые использовались в течение долгого времени. Часто на поверхности было построено более одной часовни для обслуживания различных людей, находящихся в могиле. Погребения также оседали в поверхностных могилах: мелкие ямы, вырытые на поверхности пустыни, либо с деревянным гробом, либо без него.
Поверхностные могилы документированы по всему кладбищу, рассредоточены среди шахтных могил и, подобно им, ориентированы на север по реке. Большинство из этих могил, похоже, не имеют поверхностной архитектуры, но некоторые, похоже, связаны с очень маленькими часовнями или поверхностным разбросом гончарных изделий, что наводит на мысль, если не на мысль о реальности часовни.
Целый ряд могил и материалов, аналогичных тем, что были найдены в шахтных камерах, также находился в надземных могилах. Одними из самых богатых с точки зрения сырья являются поверхностные могилы. Северное кладбище является одним из крупнейших известных кладбищ в Среднем Королевстве, на котором собраны данные о практике захоронения не элитных слоях населения. Эти данные включают сведения о среднем классе в течение этого периода, который, возможно, не был полностью зависим от правительства в накоплении богатства, как показано на примере скромных шахтных могил и стел людей, не имеющих бюрократических титулов.
Кладбище остается документальным подтверждением общих морговых верований и совместного использования моргового ландшафта высшими и низшими слоями, а в более широком контексте Абидоса в целом - и королевской властью. Кроме того, проводимые в настоящее время археологические исследования на Северном кладбище сосредоточены на физической антропологии скелетных останков, что позволяет ученым установить связь между состоянием здоровья и социально-экономическим положением людей, похороненных здесь, и способствует получению знаний о заболеваниях в Древнем Египте в пунктах въезда.
Работы в районе поселения позволили частично объяснить большое количество младенцев и маленьких детей на территории кладбища в виде захоронений на нижнем этаже самого поселения. Одновременно с этим Северное кладбище также иллюстрирует одну из самых серьезных проблем, стоящих перед археологами в Египте: преодоление последствий долгосрочного разграбления и фрагментарные записи предыдущих работ на этом месте для получения целостной картины древней деятельности.
С изобретением письменности египетская культура переходит от доисторической к исторической, и в древнейшие династии древний Египет стал грамотным обществом. С ранних династических времен стали фиксироваться сведения о государств. К сожалению, многие из этих ранних иероглифических текстов, помимо названий, трудно расшифровать. Письмо стало более широко использоваться в Старом Царстве, но большая часть того, что сохранилось, находится в морге.
Однако, начиная с Среднего Королевства, существует гораздо больше доказательств письменности, чем просто тексты, найденные в гробницах. Существуют не только отчеты и записи высокоорганизованной государственной бюрократии, но и письма, юридические документы, литературные тексты и тексты, составленные специалистами в таких областях, как медицина и математика. В Новом Королевстве был найден еще больший объем текстовой информации, записанной на папирусах и остраках, а также то, что известно из гробниц и многочисленных артефактов, относящихся к морговому культу.