Тактико-технические характеристики
- Годы производства: 1943—1945 года
- Годы эксплуатации: 1944—1995 года
- Количество выпущенных: 3395 экземпляров
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж: 4 человек
Размеры:
- Длина корпуса: 6.77 метра
- Длина с пушкой вперёд: 9.83 метра
- Ширина корпуса: 3.07 метра
- Высота: 2.63 метра
- Клиренс: 0.42 метра
- Вес: 46 тонн
Броня:
- Тип брони: катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Вооружение:
- Калибр и марка пушки: 122-мм Д-25Т
- Тип пушки: нарезная танковая пушка
- Боекомплект пушки: 28 зарядов
- Дальность стрельбы: 4 километра
- Прицелы: ТШ-17
- Пулемёты: 3х7.62-мм ДТ, 1х12.7-мм ДШК (начиная с 1944 г.)
Двигатель:
- Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12 цилиндровый дизель В-2ИС
- Мощность двигателя: 520 лошадиных сил
Скорость, запас хода, тип подвески:
- Скорость по шоссе: 37 километров/час
- Скорость по пересечённой местности: 15 километров/час
- Запас хода по шоссе: 240 километров
- Запас хода по пересечённой местности: 160 километров
- Удельная мощность: 11.3 лошадиных сил на тонну
- Тип подвески: торсионная индивидуальная
История создания и интересные факты
После победы в Курском сражении Красная армия перешла в крупномасштабное наступление. Основной формой наступательного боя советских войск, стал прорыв. Для того, чтобы взломать сильно укреплённую оборону противника, а также для поддержания высокого темпа наступления, советским войскам требовались эффективные средства. В первую очередь это тяжёлые танки, непосредственной поддержки пехоты. Они должны были иметь хорошую броневую защиту, мощное вооружение и высокие маневренные характеристики. Всеми этими качествами обладал тяжелый танк ИС-2, по броневой защите и по мощности вооружения, он не имел себе равных
За весь период второй мировой войны, а история тяжелых танков ИС, началось с разработок танка КВ-13. Этот опытный образец, конструкторы челябинского кировского завода, начали проектировать в марте 1942 года и причиной этому, послужила необходимость, реабилитировать само понятие тяжелый танк. К началу войны самым грозным и массовым тяжелым танком советской армии, был бесспорно КВ-1. Противотанковые пушки Нацисткой Германии, с огромным трудом справлялись с этими мощными бронированными машинами. Но в начале 1942 года, ситуация изменилась, в немецких войсках появились более мощные артиллерийские системы и КВ-1 потерял свою неуязвимость.
К тому же, у танка был ряд серьезных недостатков, из-за большой массы. Тяжелый танк КВ-1 имел относительно низкую подвижность и плохую проходимость. Танк был сложен в производстве, отсутствие высококвалифицированных специалистов, зачастую приводило к некачественной сборки узлов и агрегатов. И самое главное возможности по усилению броневой защиты КВ-1, были полностью исчерпаны, а причина все та же, большая масса машины.
5 июня 1942 года государственный комитет обороны, указал конструктором на недостатки танка, которые необходимо было устранить. В кратчайшие сроки, на челябинском заводе приступили к модернизации тяжелого танка КВ-1, одновременно конструкторы работали над проектом нового танка КВ-13. Задача стоявшая перед конструкторами, звучала так. Создать боевую машину которая соединила бы в себе и высокие маневренные характеристики, и усиленную броневую защиту. Также стремились упростить производство, наиболее трудоемких деталей и агрегатов, корпуса башни и трансмиссии.
А новый танк действительно был нужен, после успешного завершения Сталинградской битвы, в феврале 1943 года в ставки началось планирование, ряда стратегических наступательных операций. Для их успешного осуществления необходимо было иметь машину, с усиленной броневой защитой. На базе танка КВ-13 было решено изготовить два опытных образца, один с пушкой калибра 76-миллиметров, другой же с гаубицей калибра 122-миллиметра.
Но как покажет время, оба этих орудия не устроят военных. Дело в том, что когда опытные образцы были созданы и прошли испытания. С танкового полигона пришли результаты обстрела трофейного танка Panzerkampfwagen VI Ausf.H1. Обстрел показал неудовлетворительные характеристики, существующих танковых орудий. Наиболее эффективно показала себя зенитная пушка Д-5, калибра 85-миллиметров. На базе этой зенитки и сделали пушку для нового танка.
Претерпели изменения и другие агрегаты конструкции. По мере отработки данных танков и испытаний, выясняется, что увеличение броневой защиты приводит к тому, что необходимо усилить ходовую часть. Появляется дополнительный на каждый борт по одному опорному катку и танк уже приобретает очертания более известные нам как тяжелый танк ИС. 4 сентября 1943 года, танк был принят на вооружение Красной армии, под обозначением ИС-1 (Иосиф Сталин 1) Но выпускали тяжелый танк ИС-1 недолго, буквально несколько месяцев. События на фронте развивались стремительно и к тому моменту когда, тяжелый танк ИС-1 принимали на вооружения, все стало очевидным, что орудие танка, снова не удовлетворяет возросшим требованиям.
Бои под Курском показали, что из всех артиллерийских систем, наиболее успешно боролась с Panzerkampfwagen VI Ausf.H1, пушка калибра 122-миллиметра и для усиления огневой мощи ИС-1, было решено установить на него модифицированный вариант именно этой пушки, что и было сделано. 31 октября 1943 года, было принято постановление о серийном производстве тяжелого танка ИС-2.
Боевая масса танка, 46 тонн, экипаж четыре человека, вооружался орудием Д-25Т, калибра 122 миллиметра и тремя пулемётами калибра 7.62-миллиметра. Мощность дизельного двигателя составляла 520 лошадиных сил. Максимальная скорость тяжелого танка ИС-2 37 километров в час. Танк в полной мере отвечал требованиям предъявляемым к тяжелому танку, удачная конфигурация корпуса и башни, а также общая компоновка, позволили значительно улучшить броневую защиту, по сравнению с однотипными танками того времени.
Пушка Д-25Т была самым мощным орудием серийных танков Второй мировой войны. Она эффективно поражала долговременные огневые точки противника и его тяжелые танки. На расстоянии 2.5 километра, выстрел из орудия тяжелого танка ИС-2 вторым снарядом на полигоне, у танка Panzerkampfwagen V Panther, мало того чтобы пробил борт, но и сместил башню на 50 сантиметров. Даже
Королевский тигр у которой была самая мощная 88-миллиметровая пушка, мог поразить тяжелый танк ИС-2 в лобовую часть, только с расстояния 400 метров, в то время, как советский ИС-2, лобовую часть у королевского тигра, пробивал с расстояния 600 метров. Тяжелый танк ИС-2 первый советский танк, на орудие которого был установлен дульный тормоз. Это устройство позволяет снизить отдачу при выстреле. Причем также была опробовано несколько вариантов. Первый вариант представлял Т-образный литой дульный тормоз, на испытаниях он дал трещину его заменили новым.
В конце концов в марте 1944 на орудие поставили более эффективный дульный тормоз, производства центрального артиллерийского конструкторского бюро. Боевое крещение тяжелые танки ИС-2 получили на завершающем этапе боев, за правобережной Украину. Тяжелые танки ИС-2, даже в весеннюю распутицу, показали свои превосходные качества, как по маневренности, а самое главное по огневым возможностям. Танки успешно вели боевые действия против тяжелых танков Panzerkampfwagen V Panther и Panzerkampfwagen VI Ausf.H1, которые на русской распутице, часто застревали.
Эффективность ИС-2 признавалась и командованием Вермахта, немецким танкистам даже предписывалось, не вступать в открытое поединке с этими советскими танками, а вести борьбу с ними только из-за засад. С конца 1944 года практически ни одна наступательная операция не проводилось без участия гвардейских тяжелых танковых полков прорыва вооруженных превосходными тяжелыми танками ИС-2. Дальнейшим развитием семейства танков ИС, стал тяжелый танк ИС-3. По конструкции корпуса и башни, он в значительной степени отличался от всех предшествовавших машин.
Именно такие очертания будут иметь танки всех последующих поколений, тяжелому танку ИС-3 не довелось принять участие в Великой Отечественной войне. Широкой публике этот танк был показан на параде победителей 7 сентября 1945 года в Берлине. Своими оригинальными формами он поразил многих иностранных специалистов тяжелые танки семейства из будут оставаться на вооружение советской армии до начала 1960-ых годов.