То лето закончилось как-то неожиданно быстро, и осень тут же вступила в свои права. Так же незаметно быстро похолодало и люди, наконец, дождались начало отопительного сезона…
Однажды, уже вечером, после работы я обнаружил, что хлеб в хлебнице отсутствует и я, не переодеваясь, отправился в магазин за хлебом. Магазин находился недалеко от общежития, где я проживал, вернее через два дома…
Заходя в магазин, я обратил внимание, что улицы были уже полупустынны. И только одинокие прохожие, съежившись от холодного осеннего ветра, шагали мимо…
Некоторые из них тоже заходили в магазин, а другие выходили оттуда.
Я тоже зашел в магазин, взял булку свежего хлеба, и ароматный калач с маком к чаю, рассчитался и быстро вышел из магазина…
Это все заняло буквально минут десять, поэтому я сразу обратил внимание на человека, лежавшего на тротуаре возле входа в магазин, в неестественной позе…
Прохожие проходили мимо, искоса поглядывая на лежавшего человека, видимо подозревая, что это какой-то пьяница лежит. Но заходя в магазин, я точно видел, что никто возле магазина не лежал. Поэтому у меня в голове «стрельнуло», что тут что-то не так и быстро подошел к лежавшему.
Положил на тротуар рядом пакет с хлебом и калачом, и присел к этому человеку, одновременно нащупывая его артерию на шее…
Человек лежал бездыханный, но еще теплый и в его артерии еще отдавались слабые импульсы. Я лихорадочно стал вспоминать «уроки» по гражданской обороне, по оказанию первой помощи пострадавшему. Одновременно я быстро расстегнул рабочий бушлат лежавшего человека, от которого исходил запах угольного дыма…
В это время, вокруг стали собираться прохожие, склоняясь над нами. Я попросил их, чтобы они отошли и не затрудняли доступ воздуха.
Расстегнув пострадавшего до майки, я сложил свои ладони у него на груди и стал интенсивно давить на грудь, при этом подавать ему кислород, используя прием «рот в рот»…
Хотя в этот момент я мысленно «сгруппировался», чтобы, во что бы то ни стало оказать помощь человеку, однако, у самого сердце «трепыхалось» и я продолжал свои реальные «уроки» из гражданской обороны, не обращая внимания на собравшихся вокруг прохожих…
В очередной раз, когда я нагнулся к человеку, чтобы вдохнуть в него кислород, он вдруг открыл глаза и стал очень часто дышать, втягивая в себя «весь» воздух этого осеннего вечера…
Когда он быстро заморгал и вопросительно посмотрел на меня, я его застегнул и медленно встал…
Кто-то из толпы, до этого молчавший крикнул: «Надо скорую вызвать…»
Второй голос, как оказалось сторожа авиационного техникума, который находился рядом с магазином, предложил занести человека в сторожку до прибытия скорой.
Мы приняли это предложение, и я вместе со сторожем занесли пострадавшего в сторожку…
Уложили его на топчан и позвонили по «03» в скорую помощь, которая в свою очередь находилась за пару остановок от техникума…
Воспользовавшись аптечкой сторожа, я нашел сердечные таблетки и дал человеку выпить, при этом я дал ему понюхать еще нашатырный спирт…
Немного прейдя в себя, он назвал свое имя – Андрей. Он оказался не «пьяницей», как думали многие, а обыкновенным рабочим человеком, вернее кочегаром на одном из предприятий города…
И дело в том, что Андрей перед этим злополучным вечером, пошел навстречу своему сменщику и «оттарабанил» две смены подряд в своей кочегарке. А этот вечер был сырой и холодный, поэтому котел «зверски» дымил и в основном не в дымоход, а обратно в помещение кочегарки…
И, несмотря на то, что Андрей старался проверить помещение, открывая входную дверь кочегарки, но так и не было тяги в дымоход…
Словом, он изрядно надышался угарным дымом, да плюс накопленная усталость за две смены и возраст Андрея дали о себе знать…
Пока мы с ним разговаривали, прошло более получаса, а скорой так и не было. Сторож техникума предложил Андрею свежезаваренный чай и позвонил еще раз в скорую помощь, на что ему ответили: «Выезжаем, выезжаем…»…
Прошло еще двадцать минут, а скорой все так и не было…
После чая и принятых таблеток Андрей пришел в себя и предложил нам, что потихоньку пойдет домой, тем более, что его дом находится совсем рядом. Это свое предложение нам он высказал решительно и твердо, и записал свой адрес сторожу на всякий случай, если вдруг приедет скорая…
Я решил проводить Андрея до его квартиры, так будет надежней. Мы ушли, а сторож стал ждать скорую помощь…
И вправду дом, где жил Андрей оказался рядом. Мы поднялись на четвертый этаж и позвонили в квартиру. Дверь открылась со словами: «Андрей, где тебя носит, куда ты пропал?»…
Андрей предложил мне зайти, но было уже поздно, и я попрощался и стал спускаться по лестнице вниз. Следом я услышал: «А как тебя зовут мой спасатель?» - на что я ответил: «Да ладно, Константин...»…
Константин Русинов