Найти в Дзене
Legal.Report

Владелец разреза «Инской» оказался «картонным»

Фото: Кирилл Канин
Фото: Кирилл Канин

В Центральном районном суде Кемерова продолжается процесс по уголовному делу о вымогательстве акций кузбасского АО «Разрез «Инской». Обвиняемых — восемь человек, включая бывших заместителей губернатора Амана Тулеева и руководителя СК РФ по Кемеровской области генерал-лейтенанта Сергея Калинкина. Вину подсудимые не признают, утверждая, что всеми силами пытались предотвратить на шахте забастовку и погасить долги по зарплате. Записи телефонных переговоров, прослушанные в суде, это подтверждают.

Ранее L.R уже начал публиковать содержание  аудиозаписей телефонных переговоров, сделанных сотрудниками ФСБ 5–8 июля 2016 года, накануне забастовки на «Разрезе «Инской». В те дни правоохранители, областные чиновники во главе с губернатором Аманом Тулеевым прикладывали значительные усилия, чтобы разрулить ситуацию на шахте, выплатить работникам долги по заработной плате и не допустить социального взрыва.

К сожалению, забастовку предотвратить не удалось. 8 июля доведенные до отчаяния горняки отказались спускаться в забой. Работа же по урегулированию кризисной ситуации не останавливалась ни на день. В конце концов задолженность погасили из средств благотворительного внебюджетного фонда «Милосердие», созданного при участии кемеровских властей. Правда, это случилось позже.

Информационный портал «Тайга.инфо» приводит содержание телефонного разговора замгубернатора Александра Данильченко и первого вице-губернатора Максима Макина.

9 июля 2016 года, 10:31 (следующий день после забастовки). Данильченко докладывает о событиях, произошедших 8 июля. Первая ремонтная смена отказалась выходить на работу. Шахтеры заявили, что «хватит терпеть, они не выйдут на работу до тех пор, пока не выплатят задолженность по зарплате».

Тулееву о ситуации доложили в день забастовки. На «Разрез “Инской» направили сотрудников правоохранительных органов.

8 июля состоялись переговоры с профсоюзом, а вечером — встреча с коллективом. Данильченко обозначил рабочим, что по поручению губернатора ситуация взята под особый контроль: если руководители и собственники шахты не решат проблемы, то администрация найдет средства. Замгубернатора призвал работников сплотиться, пройти геологическое нарушение до конца, чтобы выйти в лаву. Добыча угля на шахте не осуществлялась с октября 2015 года.

Макин спросил по телефону, какова обстановка с геологией. Данильченко подробно рассказал, что только 15% лавы идет по углю, остальное — вперемешку с породой. Комплекс продвигается медленно, потому что между секциями крепи много просыпи — потолок слабый.

Руководство разреза, по мнению Данильченко, совершило инженерную ошибку: надо было сделать новый проект и обойти проблемный участок.

11:02. Предприниматель Александр Щукин и руководитель СКР по Кемеровской области Сергей Калинкин.

Щукин поинтересовался у Калинкина, разобрались ли с ситуацией на «Разрезе “Инском». Генерал сказал, что настроение у шахтеров поникшее, лава идет тяжело, а следственный комитет ищет реального хозяина предприятия.

11 июля 2016 года.

12:03. Генерал СК Сергей Калинкин и вице-губернатор генерал Алексей Иванов.

Калинкин докладывает Иванову, что следователи плотно занимаются «Разрезом “Инской». Сотрудники СК поехали изымать документацию. Установили, что основной акционер, владеющий 51% акций, находится в Новокузнецке. Это некий адвокат по фамилии Цыганков, которого ищут. Иванов поясняет, что реальный владелец находится в Москве.

Калинкин раздраженно реагирует, дескать, это не имеет значения, поскольку в реестре числится Антон Цыганков, и именно его собираются задержать. «Цыганкова-то задержат, а что дальше? — беспокоится Калинкин. — Надо же как-то кормить 830 человек? (работников «Разреза “Инской»). Уголь не добывается, до угля идти еще минимум полгода. Кто же будет платить зарплату?»

На представителя управляющей компании Гайдина у Калинкина надежды нет: того неоднократно заслушивали на штабах по финмониторингу. Гайдин обещал погасить долги, однако к лучшему ничего не менялось.

«В 2012 году «Разрез “Инской» получил 700 млн рублей господдержки, еще надо разбираться, куда их дели, – добавляет Калинкин. — Ситуация очень сложная, и нужно искать инвестора, чтобы поддерживать шахту не за счет бюджета».

Иванов обещает донести до губернатора озабоченность Калинкина и спрашивает, есть ли перспективы возбуждения уголовного дела в отношении Цыганкова.

Калинкин: «По ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат) дело расследуется давно, плюс решается вопрос о возбуждении дела по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Работа по уголовному делу не прекращалась, но если Цыганков сейчас приедет с миллиардом и скажет, что готов инвестировать в задолженность по заработной плате, то, конечно, к нему вопросов не будет».

16:17. Алексей Иванов и Александр Данильченко.

Иванов говорит, что следственный комитет трудится по Цыганкову, но он «картонный», «подставной» мажоритарий, у него, кроме доверенности, ничего нет. Однако следственный комитет будет добиваться от Цыганкова реальных сроков погашения задолженности.

20:56. Сергей Калинкин и Алексей Иванов.

Калинкин сообщает Иванову, что в региональное управление СКР доставили Цыганкова. Тот утверждает, что предприятием не занимался и не знал, что у шахты проблемы. Иванов предлагает вместе с Данильченко побеседовать с Цыганковым. Договариваются это сделать в здании управления следственного комитета.

Далее по сайту «Тайга.инфо».

12 июля 2016 года (день общения замов Тулеева с потерпевшим Цыганковым в СК). Сам экс-губернатор не смог  приехать в суд и дать показания в качестве свидетеля, сославшись на плохое самочувствие и хронические заболевания. Тулеев попросил огласить письменные показания, данные им в ходе предварительного следствия. Судья Вялов, несмотря на возражения защиты, пошел ему навстречу.

08:44. Алексей Иванов  — Виктор Кутылкин (заместитель руководителя УМВД по Кемеровской области).

Иванов обращает внимание на важные и интересующие губернатора вопросы. В частности, Иванов заявил: «Шахта “Разрез “Инской” для него сейчас тема номер один. Там люди на забастовку садились».

Кутылкин отвечает, что многое сделано, «юридический собственник» (Антон Цыганков) задержан, его скоро привезут в следственный комитет.

09:26. Алексей Иванов и Сергей Калинкин.

Иванов поясняет, что он вместе с другим заместителем Данильченко приедет в следственный комитет. Калинкин пересказывает первые показания Цыганкова: тот утверждал, что купил акции «Разреза “Инского» в ноябре 2015 года, когда оказывал шахте юридические услуги. О проблемах Цыганков не знает, под протокол говорить отказался, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

09:48. Аман Тулеев — Александр Щукин.

Щукин: «Можно Цыганкову сказать: ты в управление отдай акции года на три! И все».

Тулеев: «Кому?»

Щукин: «Ну мне или моим людям. Я приду и разберусь. Они же, Аман Гумирович, взяли лаву смонтировали, впереди порода — сто пятьдесят метров. Я таких дураков еще не видел! Ехать впустую шестнадцать месяцев… Лава-то завалена».

Тулеев: «Ну нету! Они не специалисты. А если пятьдесят один процент Цыганкова переписать на тебя или… на твоих там, кого укажешь…».

Щукин (после паузы): «Ну… ну… ага».

Тулеев: «Ты сразу зайдешь туда?»

Щукин: «Зайду, я там сразу разберусь. Вот директор, он дурак. Он работал в руде… Он же лаву опять зарыл».

Тулеев: «Ну тогда договорились. Мы пятьдесят один процент, если получается, переписываем. Ты сразу врубаешься и начинаешь работать».

11:08. Сергей Калинкин — Алексей Иванов.

Калинкин сообщает, что Цыганкова привезут через полчаса — сорок минут. Иванов договаривается приехать в следственный комитет в 12 часов.

11:54. Александр Щукин — Сергей Калинкин.

Щукин говорит, что у него только что был Гайдин с коллегой. Они ему сообщили, что денег у «Разреза “Инской», управляющей компании (УК «Менеджмент») и руководства нет. Щукин поинтересовался у Гайдина, как же он будет гасить задолженности по зарплате и бюджету в 300 млн рублей. Где владельцы предприятия? Но ответа не  получил.

13:19. Алексей Иванов — Александр Щукин.

Иванов в шутливой форме говорит, что звонит из следственного комитета, куда привезли «негодяя в наручниках». «Значит, смотри, Александр Филиппович, что надо. Надо юрлицо и контактера, руководителя этого юрлица, которого мы представим негодяю в наручниках, чтобы он начал переговоры и переписал акции».

Щукин спрашивает: «А Цыганков хочет?»

Иванов: «Да, он хочет, Александр Филиппович. Он прямо хочет».

Щукин настаивает, что переписывать акции надо не на него, а на юрлицо.

Иванов соглашается.

13:35. Александр Щукин — Алексей Иванов.

Щукин говорит, что юрист выезжает, и спрашивает, куда приехать.

Иванов: «В следственный комитет в Кемерово».

13:44. Продолжение разговора между Щукиным и Алексеем Ивановым.

Щукин просит Иванова записать данные контактного лица Геннадия Ивановича Вернигора. Вернигор подъедет вместе с «юристом по собственности» Крюковым.

L.R продолжит следить за процессом.