Найти в Дзене
rockanews

Шедевры русского клипмейкерства. Часть I. Андерграунд

Российское видео-музыкальное искусство вышло из параллельного кино.

Человек-клип Петр Николаевич Мамонов
Человек-клип Петр Николаевич Мамонов

Одним большим клипом можно назвать культовую картину Сергея Соловьева "Асса" (1987). В фильме присутствует необычайная магия, когда начинает звучать музыка, автоматически действие картины превращается в музыкальный клип. Как это удается Соловьеву и больше не дано никому другому, оставим для размышления искусствоведам.

Одновременно в перестроечном мышлении позднего СССР зарождалось радикальное авторское визуальное искусство, которое в определенный момент назвали параллельным кино.

КОММЕНТАРИЙ
Ростислав Соколов, свердловская группа "Бит-Бардак":
"Нам, как участникам рок-фестиваля "Сырок 3", посчастливилось посмотреть в 1990 году лучшие работы из жанра параллельного кино. Жемчужиной той кино-провокации, несомненно, стала картина Сергея Пежемского "Переход товарища Чкалова через Северный полюс". Помню, мы смотрели её, как мне кажется, не моргая, стараясь запомнить каждый момент. Настолько это было вразрез официальному искусству, так по-панковски, что даже не верилось."

Принципы параллельного кино ярко проявились в творчестве ленинградской группы НОМ. Их музыкальная деятельность быстро преодолела собственные границы. НОМовцы начали снимать собственное артхаусное кино. Мы же с вами посмотрим клип "Насекомые".

В 1989 году в Программе "А" показали удивительный по своему безумию клип группы Наутилус Помпилиус "Боксер". Бутусов и Умецкий, которые взяли на себя полномочия группы после её роспуска в 1988 году, затеяли снять полнометражный фильм. Режиссером под это дело подписался аж Виктор Титов, снявший шедевральный телесериал "Жизнь Клима Самгина". Но, очередные разногласия между творцами похоронили проект. Между тем, когда смотришь клип "Боксер", кажется, что кое что всё-таки снять успели.

Сам альбом "Человек без имени", в котором означена песня "Боксер" вышел лишь в 1995 году.

Звуки Му в клипах не нуждались. Петр Мамонов и его бенд просто помещались в любую декорацию и получался клип.

"Грубый закат" снят за несколько часов в студии Петра Мамонова в 1995 году. В качестве аниматора в клипе выступил сын Петра Николаевича. В доказательство крутизны момента представляем вам вирусный клип The National "Sea Of Love". Американские инди-рокеры сняли видео шесть лет назад.

Доказательств пристрастий The National к творчеству классиков советского и российского инди-рока Звуков Му не найдено. Но лидер американской группы Мэтт Бернингер назвал этот клип одним из своих любимых. Ссылка на первоисточник под клипом присутствует.

Продолжение следует...