Снова здравствуйте. Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое соц.опрос, а так же узнали историю "Левада-центра" и о её связях с оппозицией и иностранном спонсировании, можно начать обстоятельный разговор о том, почему социальные опросы от Левады несут негативный и деструктивный посыл сами по себе, а в руках оппозиции и СМИ - превращаются в самое настоящее оружие пропаганды.
Собственно, по спектру тем и опросов вы уже можете понять - что интересует заказчиков "Левада-центра"
Социальные опросы Левады обрамляют общий оппозиционный фон пропаганды, что ведётся из уст некоторых СМИ, и, разумеется, ФБК.
В случае с опросами типа "отношение к закону об иностранном агенте" и "отношение к московскому делу" всё ясно - это поддержка инфоповодов, созданных лично Штабом Навального. Но есть и опросы, что сами формируют повестку и создают инфоповод. Будь то "отношение к Путину" или, совсем свежий, опрос на тему "миграции молодежи" (мы подробнее разобрали это явление в статье)
На чем хотелось бы заострить внимание - на самом сайте Левады большинства опросов нет, и полной информации о выборке, критериях подобора или о самом вопросе - тоже найти, лично у меня, не получилось.
Давайте разберём на конкретном примере.
Опрос: Отношение Россияин к "Московскому делу"
Информация об этом опросе распространяется исключительно из уст заказчика, INTERFAX.RU. На сайте Левады, как я уже упомянул, нет ни самого опроса, ни данных о проведении.
Так что же нам сообщает Интерфакс?
- Большинство россиян (70%) либо вообще ничего не знают об уголовных делах, возбужденных по массовым беспорядкам в Москве, либо не понимают суть имевших место событий.
- 30% россиян в той или иной степени информированы о возбуждении уголовных дел, при этом 23% опрошенных сообщили социологам, что наслышаны об этом, а 7% респондентов внимательно следили за событиями по сообщениям в Интернете и СМИ.
Никаких подкреплений этой информации - нет. Вот всё, что хоть как-то относится к методам проведения опроса:
Опрос проведен 24 - 30 октября 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1616 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.
Как мы видим - нет ни статистики ответов, ни вопроса, который, собственно, был задан. А ведь от формулировки вопроса напрямую зависит и результат опроса.
Давайте, опять же, взглянем, как должен выглядеть отчёт по проводенному опросу:
На примере того же ВЦИОМа можно заметить, что все данные строго структурированы и можно лично убедиться в том, как и на что ответили люди.
Да и сама "Левада" так же публикует отчёты:
Разумеется, можно придраться, что оформлено всё несколько сумбурно, какие-то элементы запрятаны (как те же критерии выборки), но с точки зрения правил всё выполнено корректно.
Почему это важно? По той простой причине, что если неизвестен первоисточник, информацией можно манипулировать как угодно. Не смотря на откровенную антиправительственную пропаганду, "Левада-центр" вынуждены придерживаться правил и они попросту не могут заявить, что Путина не поддерживает никто, или что 100% людей хотят видеть Навального президентом.
Правил обязаны придерживаться и СМИ (спасибо закону о клевете), что, впрочем, не мешает им выдавать откровенную дезинформацию и, опираясь на реальное мнение, видоизменять его и подгонять под собственный вывод.
Но о том, как СМИ освещают опросы Левады - мы поговорим уже в следующей статье. Поверьте, методов много, и каждый из них - смешон и небрежен. Увидимся скоро.
Ваш, Демократъ.