Вы счастливый обладатель малого бизнеса и выбрали для него «Упрощёнку»? Это отличный выбор! При всём разнообразии подходов нашего государства к налогам, а значит и к вашим денежкам, этот вариант, пожалуй, оптимальный. Хотя не всё чудесно в этой системе налогообложения, но выбор сделан, давайте посмотрим на неё.
Хоть и название «упрощенная» говорит само за себя, вроде бы всё просто и понятно. Но, как и везде, есть свои подводные камни, так что поработать придется. У упрощенной системы налогообложения два варианта применения. Различаются они объектами налогообложения и, как следствие, сложностью ведения учета. Если с «ДОХОДАМИ» всё предельно просто, что пришло на расчетный счёт – то и доход, то с вариантом «ДОХОДЫ минус РАСХОДЫ» немного сложнее. Какой из них выбрать к применению именно Вам, мы уже обсуждали.
На УСН предприниматель освобождается от ведения бухгалтерского учета. Нет бухгалтерского учета – нет бухгалтерской отчетности, уже плюс. Обратите внимание, если у Вас ООО, то бухучет вести придется и баланс сдавать тоже.
Но есть ещё налоговый учет, который вести обязаны и ООО и индивидуальные предприниматели. То есть все. И что же это такое? Это регистры, в которых копятся хозяйственные операции за отчетный период для целей исчисления налогооблагаемой базы. Для УСН таким регистром является книга учета доходов и расходов, сокращенно КУДиР. Она заводится на каждый год новая. По названию понятно, что видов операций в ней только два. Все доходы и все расходы.
Если Вы выбрали объектом налогообложения доходы, то вы в этой книге и записываете только свои доходы. Доходами признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав а так же внереализационные доходы. Порядок определения доходов четко прописан в статье 346.15 Налогового Кодекса РФ. Сюда вы отнесете все доходы, полученные на расчетный счет или в кассу вашей организации.
Если же выбран объект «доходы минус расходы», то записываем ещё и расходы. Записи операций ведутся в хронологическом порядке. Большинство ведёт их в электронном виде, в конце года распечатывают и прошивают. В налоговой инспекции КУДиР заверять нет необходимости, но она должна у Вас быть обязательно. Инспектор на проверке при отсутствии записей о расходах может их просто снять и пересчитать налог в большую сторону. И не забываем, что учет операций ведётся на основе первичных документов (накладные, акты, кассовые и товарные чеки), которые нужно складывать в отдельные папки и бережно хранить.
С расходами на УСН всё немного интереснее. Расходами признаются ОБОСНОВАННЫЕ и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Обратите на это особое внимание, возможно Вам придется доказывать необходимость тех или иных расходов для своей предпринимательской деятельности. Если Вы продаёте корма для животных, а в расходы ставите телевизор с диагональю 65 дюймов, который не висит в магазине с целью демонстрации рекламы, то тут будет "ОЙ".
Порядок определения расходов четко прописан в статье 346.16 Налогового Кодекса РФ. Таким образом перечень расходов для целей УСН является закрытым. То есть если у вас есть расход, а в перечне его нет, то Вы не сможете его принять к учету. Но не волнуйтесь, основные расходы, связанные с вашей деятельность там есть. Это расходы на ОС и НМА, на оплату труда, материальные расходы, налоги и прочие. Если нужна отдельная статья про этот волшебный перечень, пишите в комментариях.
Читать вместе Налоговый Кодекс интереснее, так что задавайте темы, подписывайтесь, будем с ним дружить.