Почему книга Виктора Папанека "Дизайн для реального мира" не обязательна к прочтению для каждого начинающего веб-дизайнера?
Эту книгу я начала читать по той причине, что в каждой второй статье о рекомендуемых книгах для веб-дизайнера, она описывалась, как нечто обязательное для каждого начинающего представителя профессии. Учитывая мой небольшой опыт, я не смогла не поддаться влиянию более опытных коллег и с огромной надеждой начала читать книгу, надеясь, что после прочтения моя жизнь как дизайнера изменится раз и навсегда.
Этого не произошло:) Теперь по порядку расскажу почему не произошло и почему все-таки книгу стоит когда-нибудь прочесть.
Если вы как и я, старше 18 лет и в процессе освоения новой профессии, то с большой вероятностью у вас не так много свободного времени. Взрослая жизнь подкидывает нам разные взрослые штуки, а значит, если вы не обучаетесь в институте по желаемому профилю, то лишнего времени у вас нет.
Книга скорее об экологии, проблемах инвалидов и развивающихся стран, чем о работе дизайнером. Тема безусловна важная, а значит с этой точки зрения, книгу должен прочитать каждый человек, а не только каждый дизайнер. Книга написана в 1971 году, но четко предсказывает проблемы нашего времени. Удивляет, что вещи, которые только сейчас обсуждают массово, уже в то время были проблемой или подавали тревожные сигналы. Поэтому если вас интересует тема защиты окружающей среды, дискриминации и сложностей, с которыми сталкиваются люди в мире, то эта книга определенно для вас. Если вы не понимаете о чем идет речь или думаете зачем это нужно, то тем более читайте. Ну а если вы начинающий дизайнер, то поверьте, вам предстоит освоить огромное количество профильной информации в сжатые сроки и если вы хотите прочитать что-то именно о дизайне, то отложите эту книгу до лучших времени.
А еще, Виктор Папанек был промышленным дизайнером, а это сфера сильно отличается от сферы веб-дизайна. Решения, которые он предлагает в книге, будут полезны скорее его коллегам, но не дизайнерам, работающим в digital сфере.
Тем не менее, я прочитала книгу целиком и выписала наиболее важные моменты для дизайнеров:
Кстати, чуть не забыла рассказать про самое важное. Виктор Папанек говорит о том, что неправильная формулировка проблемы может заблокировать эффективное решение. А самое главное, он предлагает методы, которые избавляют от блокировок при решении задач. Очень рекомендую изучить их все подробно:
- Мозговой штурм;
- Синтетика;
- Морфологический анализ;
- Бисоциация;
- Трисоциация;
- Бионика и биомеханика;
- Пробуждение новых способов мышления.
Мне больше всего нравится метод морфологического анализа (или морфологического ящика). Его суть в следующем:
1. Четко формулируем проблему, например: "Создать персонажа для компьютерной игры";
2. Выявляем признаки, по которым мы будем искать решение, например: характер персонажа, поведение, одежда, внешний вид и т.д. (чем больше, тем лучше)
3. Выявляем все возможные решения в отдельности по каждому признаку. Характер: вспыльчивый, веселый, восторженный, агрессивный и др.
Манера поведения во время конфликта: агрессивность, податливость, примирительность, пассивность.
Стиль одежды: Яркий, броский, брутальный, средневековый, элегантный.
Чем больше свойств включено, тем больше вариантов, причем они возрастают в геометрической прогрессии.
4. Структурируем информацию. На мой взгляд, для этого отлично подойдут таблицы в Excel.
5. Перебираем все возможные решения.
6. Получаем 1-2-3 варианта решения, соответствующих нашим потребностям.
Информация об этих методах действительно была очень полезна и я уже начала тестировать их в жизни.
Мой вердикт: книгу стоит прочитать всем, но в своё время. Не стоит верить тому, что эта книга является волшебной таблеткой по становлению крутым дизайнером.
P.S.: Если решите прочитать книгу самостоятельно, то будьте готовы, что местами будет безумно интересно, а местами вы будете скучать из-за объемного описания какого-нибудь экологического решения той или иной проблемы.