Вчера поддавшись безумному желанию узнать как там дела у российской кинофантастики сходил на х/ф “Аванпост” Егора Баранова. Стоит ли давать шанс российскому кино? Постараюсь ответить на этот вопрос.
Начинается фильм с того, что на бОльшей части Земли выключается электричество. Исключением является небольшой радиус территорий вокруг Москвы, захватывающий несколько ближайших областей и немного иностранных соседей. Разведгруппы отправленные за границу т.н. “круга жизни” обнаруживают, что там все просто умерли мгновенно. Повествование путешествует вперед на месяц и там то стартует основной сюжет фильма.
Сама сюжетная завязка более чем интригует. Момент блэкаута в киберпанковской Москве будущего снят очень круто, неподдельный страх и непонимание происходящего на лицах людей подкрепляется отличным монтажом и очень крутым саундтреком. И так можно сказать про большую часть фильма. Егор Баранов на самом деле умеет снимать визуально яркие и запоминающиеся сцены, которые могут вызывать самые разные эмоции. Киберпанковский нуар, экшен боевик, слэшер и даже слегка хоррор в рамках фильма смотрятся на ура. Режиссер смог даже в драматический пафос, что для нашего кино вообще настоящая фантастика. Все это великолепие продолжается ровно до тех пор пока герои не открывают рот. Диалоги тут настолько плохие, что временами кровь идет из ушей. И если Алексей Чадов и Петр Федоров еще как это справляются с этим за счет опыта, то остальных персонажей слушать и смотреть вообще невозможно. Такое чувство, что смотришь дневной сериал для домохозяек на канале “Россия”, а не дорогую российскую фантастику.
По началу развитие сюжета скорее даже радует, все чуть более нестандартно чем могло бы показаться на первый взгляд. Но с этим как и с развитием персонажей есть проблема. “Аванпост” по старой нашей доброй традиции снимали изначально то ли как сериал для ТВ (а продюсировал все это дело телеканал ТВ3), толи как двухсерийный фильмы, через что он получился очень долгим - два с половиной часа. А такое могут позволить себе очень немногие режиссеры, потому что ближе ко второму часу хронометража начинаешь откровенно уставать. К тому же во второй половине фильме создатели решают придать героям глубины да и вообще хоть как то раскрыть персонажей. Даже у старика Спилберга в “Войне миров” это не очень получилось, когда после эпического начала фильм превратился в камерную драму. В “Аванпосте” этот трюк получился еще хуже из за тех самых мастерских диалогов и актерской игры. К тому же просто непонятно зачем некоторые персонажи совершают те или иные поступки, все время кажется что вот сейчас авторы подведут к какому то выводу развитие персонажа, а на деле в финале нас приводят к какому то плохому косплею сцены из “Матрицы”.
Создатели вообще особо не стесняются заимствовать визуальные образы у голливудской классики. Киберпанковская Москва, дизайн солдат и многое другое как один большой привет “Бегущему по лезвию” и творчеству Ридли Скотта, Кэмерона и даже Гигера. Но кто сказал что это плохо? Сами мэтры черпали вдохновение из своих любимых произведений, так что я на все это смотрел скорее как на приятные отсылки к классике.
Может показаться, что фильм состоит из одних только недостатков, но это совсем не так. Большую часть временем я все же наслаждался происходящим на экране за счет приятной картинки, хорошей постановки и сюжетной интриги. Поэтому российскому кинематографу все таки нужно давать шанс. Обязательно пойду в кино на следующий фильм Егора Баранова.