Не секрет, что в советское время творческая деятельность подвергалась жесткой цензуре. Это касалось абсолютно всех музыкантов, писателей, фотографов, актёров, режиссёров и многих других представителей различных видов искусств. Под особым контролем были художники, картины которых чаще всего подвергались партийным запретам. Ведь из-за «идеологии в искусстве» власть не позволяла показывать жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Одним из таких художников был Юрий Петрович Кугач, писавший не только пейзажи, но и тайно работающий в стиле «социалистический реализм». Так, картина «Из недавнего прошлого» является ярким примером «запрещёнки», ведь на ней отчетливо изображена сцена раскулачивания.
Чекисты производят конфискацию имущества крестьянской семьи и выселяют её из деревни. Черты безысходности и несправедливости в картине можно увидеть невооружённым глазом. Особое внимание стоит обратить на пожилую женщину, крепко держащую самовар. Она держит его так, будто он — самое дорогое, что у неё есть. Понимая, что эту ценную вещь сейчас отнимут, невольно начинаешь пронизываться к ней глубоким сочувствием, спрашивая себя: «Ну как же так?»
Именно такую сторону жизни власть скрывала, разрешая демонстрировать в картинах только улыбки, радость и всё самое хорошее. Вот примеры некоторых подобных работ Юрия Кугача:
Но эта статья не о хорошей жизни в СССР, а об «обратной стороне медали», которую тщательно скрывали. Ещё одним примером этого может послужить картина «Селькор», написанная в 1969 году.
На ней изображен простой сельский корреспондент, которого за углом дожидаются кулаки, чтобы на него напасть. Но как же так? Русский на русского… И действительно, в этой работе Юрий Петрович Кугач не изображает классовую борьбу, а подразумевает, что жизнь свела нормальных мужиков, но ситуация, к сожалению, должна завершиться трагически. Также антисоветской живописью занимался и Игорь Павлович Обросов, картины которого всегда находили отклик в глазах смотрящего. Серия работ «Посвящение отцу» стала самой популярной среди остальных его произведений. Отца художника — известного хирурга и революционера-коммуниста — расстреляли в 1938 году. Именно это и послужило причиной для написания целой серии картин, которые последовательно представляют целую историю. Название каждой позволяет лучше понять, что на ней происходит
В работе изображен отец Обросова, которого уже ждет чёрный воронок во дворе.
Стандартный приговор «10 лет без права переписки» погружал родственников в неизвестность: это могли быть как и 10 лет без родственной связи, так и расстрел, о котором никому не сообщали. В случае с отцом Игоря Обросова — случилось второе.
Автор: Дарья Крутоголовая