Принято считать, что если индивидуальное благополучие человек растет, то это соответствует интересам всего общества. К сожалению, интересы отдельного человека, т.е. личные интересы и общественные, государственные интересы совпадают далеко не всегда.
Примеров сколько угодно. Представьте: война, фронт, солдат сидит в окопе, пули свистят, взрывы снарядов. В его личных интересах спасти свою жизнь, спрятаться поглубже, или убежать. А тут командир кричит «За Родину, в атаку, Уррррраааа»! Общество устами своего командира сообщает солдату, что для него, для общества, целесообразна очень даже возможная смерть солдата в ходе атаки, а равно смерть N-го количества солдат, ради достижения общественной цели – взять вон ту всеми забытую деревушку. При этом общество делегировало командиру полномочия определять, за какую именно деревушку или высотку может умереть наш солдат, полный абсолютно других личных интересов. И общество возмущено, когда солдаты драпают в своих личных интересах, а не погибают в интересах общества.
Или вот такой пример: общество дало полномочия Государственной Думе устанавливать налоги. А наш солдат, то есть теперь это налогоплательщик, снова полон сомнений – он не может понять, зачем ему платить эти дурацкие налоги, когда можно дезертировать, то есть придумать схему, и уклониться от платежей налогов. Общество вновь клеймит уходящих от налогов граждан последними словами.
Или вот из злободневного: коррупция. Вот ситуация, с которой сталкивались почти все – дать/взять деньги, чтобы достичь некой коррупционной цели. Наш солдат, то есть теперь простой гражданин, прикидывает, соответствует ли выгода от взятки рискам, и, если он решает, что выгоднее взять/дать, то вот она и наступает коррупция. Заинтересовано ли общество в коррупции данного гражданина? Конечно нет. Общество возмущенно бурлит, однако когда каждый конкретный индивид из этого общества оказывается на месте, когда надо делать выбор, бежать под пули в атаку, или спрятаться поглубже в коррупционной норе, то все почему-то вспоминают, что своя рубашка ближе к телу. Каждый думает, да вон пускай кто-нибудь вместо меня повоюет, а я тут , поближе к кухне посижу.
Понятно, что только жестокие и неотвратимые репрессии со стороны общества, государства, могут заставить индивида не то чтобы понять, что интересы общества важнее интересов его задницы, но хотябы заставить его идти в русле интересов общества. Но речь не о том, как состыковать нестыкуемое, интересы человека и общества, сейчас вопрос о другом.
Давайте посмотрим, как именно революционеры/популисты/оппозиционеры всех мастей во все времена использовали интересы гражданина чтобы нанести ущерб обществу, а в конечном итоге и самому наивному гражданину тоже. 1916г. Российская империя в шаге от победы в Первой Мировой войне. Союзники на западе наносят поражение Германии. Российская Империя держит фронт, и есть успех на юге против Турции. Необходимо продержаться если не месяцы, то от силы год, Германия падет, и Российская Империя сможет не только укрепиться на западе, но и переформатировать под себя Балканы и остатки бывшей Османской империи. В чем заинтересовано общество в этот момент? В стабильности, сохранении статус-кво. Что говорят красные революционеры? Они обращаются напрямую к личным интересам нашего несчастного солдатика – «Долой войну»!, «Землю крестьянам» и тд и тп! Наш солдат почесал в затылке и подумал: «Мир же лучшей чем война? Бросим фронт и драпать, это ведь то, о чем я мечтал столько лет в этих окопах! Это полностью соответствует моим личным интересам. Какие там в баню интересы общества? Какая там нафиг стабильность? Зачем? Ради помещиков-олигархов? Нет брат, меня не обманешь, я умный, я пошел домой.» И они бросили фронт, заключили похабный мир с Германией, потеряли многие части страны, но самое главное – мира они не получили, а получили гражданскую войну, в ходе которой погибло больше людей, чем в войне с кайзеровской Германией. Или вот лозунг интересный- «Землю крестьянам»! То есть конкретно обращаются к личным интересам крестьянина, мол тебе дадим землю! Держи карман шире! И ведь действительно вначале начали раздавать землю помещиков крестьянам. Однако, очень скоро начали просто забирать весь урожай в ходе продразверстки. А потом, при Сталине, ловушка для лохов захлопнулась – коллективизация. Оказалось, что для общества важнее забрать крестьянскую землю и засунуть их всех как рабов в колхозы. Хотели землицы? Получайте трудодни!
1980-е годы. СССР еще жив, но нуждается в реформах. Еще пока растет численность населения, еще пока нет разгула преступности, отсутствуют олигархи, люди еще пока равны. В чем заинтересовано Общество? В стабильности. Необходимы реформы? Да. Переворот? Нет. Общество заинтересовано в том, чтобы сохраняя стабильность и форму государства, проводить медленно, но верно рыночные реформы. Надо 5 лет реформ? Так пять. Хоть десять! Только не разваливайте страну. Но не таков наш советский гражданин, который думал то-ли задницей, толи только о своей заднице. Что ему говорят популисты, на этот раз либералы? «За границей знаешь, как живут? 100 сортов колбасы. И никаких очередей!» Почесал наш солдат тыковку, и решил, что да, ведь и правда, 100 сортов колбасы без очередей было бы неплохо . Он наивно решает, что его личные интересы пожрать колбасы, не стоять в очередях, свободно путешествовать по миру без железного занавеса – что все эти его личные интересы гораздо важнее общественных. Как думает наш наивный, теперь советский, лох: «Шта? Какая там стабильность и реформы? Я умный уже, меня не обманешь! Долой номенклатуру и КПСС! Сколько можно обещать светлое будущее? Ваша стабильность - это стабильность застоя, коммуняки косорукие! Один раз живем! Хочу перемен! Хочу колбасы и свободы!» Результат постановки своих интересов выше общественных в начале 1990х тоже хорошо известен: развал СССР, кровь в республиках, войны и конфликты, рост преступности, безработица, депопуляция. Очередей, правда, действительно нет, разве что на кладбище.
Общественные интересы во все времена примерно одни: стабильность, рождаемость, налоги, законность, безопасность, развитие. Личные интересы граждан, если рассматривать их как именно узкоэгоистичную сторону, к сожалению, противоречат всему, даже рождаемости. Это ж надо напрягаться, выходить из зоны комфорта, это ж такой «геморрой». Получается, что личные эгоистичные интересы граждан противоречат не только интересам общества, государства, но и противоречат самой Жизни.
Наивность революционеров, а особенно их последователей, во все времена заключается в том, что они сначала борются с системой, основанной на интересах общества, поднимая на знамя интересы личные. При этом не понимаю неизбежного: потом, когда революция, не дай Бог, победит, бывшие революционеры сами становятся системой, сами вынуждены преследовать интересы общества , подавляя интересы личные, подавляя недовольство и свободы даже и тех, кто был совсем недавно за революцию.
И в наши дни демагоги и революционеры всех мастей искусно эксплуатируют эти противоречия, не устают искать лохов, и апеллируют конечно же к чему? Правильно, к личным интересам потенциального лоха: «Путин виноват во всех твоих бедах и проблемах», «Миллер получает 2.млн в день! Теперь понятно почему у тебя нет денег?», «Гастарбайтеры забирают твои рабочие места», «Пенсионная реформа плохая, так как ты выйдешь на пенсию позже, получишь значит меньше, если вообще доживешь до нее», «Северный поток 2 не надо строить, лучше бы раздать деньги пенсионерам, учителям , врачам.», «Крым–наш плохо, так как из-за этого выросли цены на помидоры для тебя лично.» «Стабильность при Путине это плохо, так как ты же не станешь олигархом никогда, а олигархи все богатеют». «Что толку в профиците бюджета, в формировании резервного фонда страны, в строительстве инфраструктуры, дорог? Это показуха! Вон посмотри- на базаре для тебя лично свинина не дешевеет и автомобили дорожают!» «Правительство отменило время службы в армии из стажа для расчёта твоей пенсии!»
И неважно, что все это отборная ложь, или полуправда. Главное затронуть за живое, за личные интересы, объяснить лоху, что в его бедах виноваты другие, а он достоин большего, это же так приятно слушать. Такие нехитрые приемы, когда агитаторы апеллируют к личным интересам гражданина и противопоставляют его интересам общества просто стары как мир. Надо только менять фамилии правителей «При Нероне/Петре1/ Александре2/ Николае2/ Ленине/ Брежневе/ Горбачеве/ Ельцине/ Путине/Неважноком воруют чиновники и коррупционеры безбожно! Совсем совесть потеряли! А он-то поддерживает стабильность! Значит защищает этих коррупционеров! Он один из них! Они крадут ваши деньги и деньги ваших детей!» А вот при «Хрензнаетком» этого не будет! Свергнем власть «Неважнокого» и заживем как люди! В масле кататься будем! Да здравствует «Хрензнаеткто»!»
Методичка революционера по разводу лохов готова.
Не дайте себя обмануть.