Многие о них слышали, но немногие понимают, зачем «тащить» целую не очень понятную коробку на урок. Ещё больше учителей задаются вопросом, как же её использовать. А те, кто уже опробовал, как потом отнять её у учеников.
Итак, давайте по порядку.
Для чего сенсорные коробки на уроке:
- Мотивируй. Когда дети (не важно 2 им года или 16) видят что-то необычное, они совершенно точно захотят узнать, что это. А сенсорная коробка именно такое развлечение.
- Развивай. И снова возраст не имеет значения. Перебирая мелкие предметы в коробке, мы тем самым развиваем мелкую моторику и заботимся о развитии крепких нейронных связей.
- Медитируй. Особый способ борьбы со стрессом. Откуда у детей стресс, спросите вы? Представьте, сколько всего происходит с ребёнком за день: встречи с друзьями, новые знания, мелкие (а иногда и не очень) конфликты, а у подростков и того больше, экзамены, влюблённости, предательства. Тут-то нас и спасут сенсорные коробки. 15 минут - и стресса как будто и не было.
Чем наполнять?
Первое правило сенсорной коробки - чем младше ребёнок, тем съедобнее должно быть содержимое.
- Крупы. Рис, горох, гречка, фасоль, пшено, манка, да хоть макаронные изделия. Что есть, то и насыпаем. Можно сделать разноцветным, всего пара капель пищевого красителя и у вас уже коробка с радужным рисом.
- Вода. Трудно найти ребёнка, который не любит играть с водой. Добавить пару кастрюль и кукольную посудку и можно проводить настоящие эксперименты. Воду можно красить, а если добавить блёсток, то можно готовить волшебное зелье.
- Природные материалы. Камни, песок, листья, лепестки цветов, ракушки. С такими материалами очень просто делать тематические коробки, изучать листья деревьев, отправляться на раскопки динозавров.
- Слаймы. Рекомендую готовить самостоятельно и из съедобных материалов, например, муки или жидкого желе.
- Кинетический песок. При помощи разных формочек можно повторить животных, еду, цифры с детками помладше. А дети постарше могут «писать» из такого песка слова.
- Искусственный снег. Когда настоящего снега нет, а волшебства очень хочется, нас спасёт снег из соды. Всего-то нужно сода, немного воды или кондиционера для волос, и, для дополнительного эффекта, чуточку серебристых блёсток. Снежок хрустит как настоящий, а если охладить, то отличить просто невозможно.
- Пена для бритья. Восторг и возгласы восхищения гарантированы.
Много маленьких или одна большая?
Тут как нельзя кстати, второе правило сенсорных коробок - чем младше человек, тем больше личного пространства ему требуется. Для малышей до 3 лет лучше использовать индивидуальные коробочки. Начиная с 3 лет, можно применять одну большую на группу.
Как использовать сенсорную коробку?
- Дать время осмотреться и потрогать, пересыпать, швырнуть, и как бы то ни было - взаимодействовать. Как правило, это самый длительный промежуток.
- Попросить найти какой-то предмет. В этом случае предметы не прячем, а просто просим ребят выбрать нужный.
- Угадай что? Закапываем предмет (карточку) в наполнитель коробки. И просим угадать, что или кто прячется в коробке. Если сложно угадывать, можно немного раскапывать предмет.
- Повторять действия. Например, попросить всех зверей попрыгать, побегать, покружиться. Не забываем спрашивать, что же делают зверушки.
- Обыгрывать повседневные ситуации. Наступает утро и все просыпаются, умываются, завтракают, играют, и т.д.
- Для читающих детей, тоже найдутся занятия. Прячем половинки предложений в сенсорной коробке и просим команды собрать свой набор предложений.
Как забрать коробку у детей?
Ответа на этот вопрос, я так и не нашла. Но мы установили правила:
- сенсорная коробка всегда в конце урока,
- у детей есть 5-10 минут после занятия, чтобы поиграть,
- как только начинаются ссоры из-за игрушек, коробка закрывается.
Творческих занятий и позитива!
Надежда Марушан