Обратили внимание? Написано не "выучить", а "учить". То есть постоянно, регулярно учить тексты песен, стихотворений. Сейчас я говорю именно о рифмованных строчках. И в первую очередь, все-таки о песнях.
Упражнения работают!
Лично для меня этот вопрос долго оставался больным. Я плохо запоминал тексты(или мне это просто казалось). Так или иначе я избегал выступлений, в которых не было возможности поставить перед собой пюпитр, ноут, планшет... Но так или иначе мне приходилось учить тексты, потому, что участие в конкурсах никто не отменял, а появиться перед комиссией с пюпитром - было недопустимо. И по условиям конкурса и еще по одной причине, но о ней в другой раз.
С годами, я отработал и свой приём, и даже с секретом) Он откроется тому кто дочитает статью до конца.
А сейчас все таки я расскажу как делаю это я и с чего все началось. На протяжении карьеры у каждого артиста бывают взлеты и падения, творческий подъём или упадок. И вот, после одного из таких вот упадков, в конце 90-х, меня пригласили спеть на мероприятии, на Рублевке, и, естественно очень хорошо заплатили. Я был абсолютно уверен в успехе, тем более у меня был всего один выход - 7-8 песен. Выступил я прилично, но попросили песню "на-бис"... Благо у меня с собой был материал и я, в небольшой речи(подводке), подсказал звукорежиссеру какая именно песня сейчас должна прозвучать. То есть вот такая ситуация - я как бы был готов, но все-таки меня застали врасплох! Итак, прозвучало вступление, первый куплет, припев, модуляция, второй куплет-припев... все нормально и третий куплет начинается хорошо... и БАЦ! Как гром среди ясного неба - не помню третью строчку!!! Ах если б это было какое-то одно слово - можно было бы схитрить, отвести микрофон... Но нет! Не помню строчки от начала и до конца, а последнюю - 4-ю пою - как ни в чем ни бывало... Причем это песня, которую я исполнял сотни раз!
Сказать, что я был расстроен - ничего не сказать. Со зрителями все нормально, аплодисменты и все такое, и гонорар не уменьшился, но как было стыдно... Боже!
Вот так я споткнулся на Царской дороге. После этого очень долго, год ли - полтора, боялся снова забыть слова и находил любой повод прихватить с собой распечатку или вообще - ноутбук.Вот такую фобию себе нажил. Однако все проходит, прошел и это период, и я взялся учить слова.
Теперь расскажу вам сразу о моем способе. На настоящий момент, без повторения я готов не просто спеть, а продекламировать сотни
полторы песен, на нескольких языках. Как же я учу тексты? Повторяйте по пунктам и у вас тоже получится!
В первую очередь хочу сказать что наступать будем по всем фронтам. Я использую все способы запомнить. Я "вгрызаюсь" в материал. Итак, первые два пункта - работает визуально-осмысленная память.
1. Прочесть произведение полностью, внимательно и внятно, достаточно громко и с выражением, пытаясь полностью осмыслить текст.
2. Попробовать пересказать своими словами. При этом не торопитесь - подбирайте слова, пытайтесь вспомнить. Напрягите свой "склероз"!
На этом шуточки закончились! Следующий пункт называется "зубрёжка".
3. Читаем первую строчку, повторяем про себя, повторяем вслух. Читаем вторую строчку - повторяем про себя, затем вслух. Читаем две первые строчки, повторяем про себя и вслух, и, наконец, читаем все четыре - повторяем про себя, вслух. Пользуйтесь мимическими мышцами помогая себе более выразительно выговаривать гласные - например "У" - губы вытянуть трубочкой, "А" - широко раскрыть рот и протянуть"А-а". Согласные произносим таким образом, буд-то бьём языком по нёбу или по внутренней стороне зубов. Таким образом задействуя мышечную память.
Важно! Если вы сразу не можете вспомнить следующее слово - дайте себе на это время. Не ленитесь повторять и как можно более пунктуально и многократно - ни одно из повторений не пройдет даром.
Следующий пункт я мог бы опустить или разделить на два подпункта - для тех, кто читает ноты и для тех кто нет. Но есть такой - общий прием и работает одинаково хорошо и для тех и для других.
4. Включаем фонограмму - оригинал. Именно тот вариант, который вам понравился. Внимательно слушаем вступление. Замечаем момент когда солист вступает. Если надо - слушаем несколько раз - до тех пор пока тютя-в-тютю не попадаем вместе с ним. Отлично! Поем вместе с ним только тот участок, который вы запомнили на все 100%. Допустим, только куплет, или куплет-припев. Всё! Можете считать песня как говориться в кармане, а точнее в вашем репертуаре! Осталось так же аккуратно, по пунктам выучить "остатки" И после каждого этапа(читайте-четверостишия) пойте вместе с оригинальным исполнителем. Но! Но до тех пор, пока не выучите текст целиком, полностью. И вот только тогда включаем минус и пробуем петь самостоятельно, учтите - без текста перед носом!
... и пятый пункт.
5. Занятие не должно длиться более 30-ти минут. Не спорьте. Просто примите как данность. В один день - максимум 2 занятия. И только с одним произведением. Конечно можно и нужно заниматься упражнениями, играть гаммы... Или же заниматься дыхательной гимнастикой, простой гимнастикой - хорошая физическая форма вокалисту очень нужна!
А теперь внимание! Раскрываю обещанный СЕКРЕТ!
Сядьте. Спинка ровная, дыхание спокойное, ровное. Глаза открыты. Взгляд направлен чуть выше линии горизонта. Представьте, что прямо перед вашими глазами поплыл текст вашей песни. Буква-две-три.... Слово. Вы видите слово целиком. Теперь вы видите ОДНОВРЕМЕННО три слова и ... первую строчку полностью. Если она испаряется - не страшно. Представьте её ещё раз. И ещё раз. До тех пор пока эта, ваша первая строчка не застынет в воздухе на какое-то время. Теперь, и только теперь пошла вторая строчка. Так же по букве, по слогу, слову вырастает до предложения, строчки, двух строчек вместе. Представьте, что в воздухе перед вами висят две строчки из еле заметного пара... Вы поняли. Таким образом, постепенно, занятие за занятием, раз за разом вы "выращиваете" этот воображаемый текст до полного четверостишия, затем двух и наконец до целого текста. Не торопитесь. Не отчаивайтесь. Н И В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ БРОСАЙТЕ ЗАНЯТИЯ. Многим этот прием дается с трудом. Но только самым упорным достанется ЭТО волшебство -
ОТКРЫТАЯ КНИГА!
И эта ваша мышца, под названием память будет сильной, упругой, объёмистей. С каждым занятием, с каждой песней запоминание вам будет даваться легче и легче.
... "Вместо того чтобы придумывать к музыке слова, тело придумывает к ней чувства" - Жан Кокто
P.S. Друзья! Читая мои статьи, вы скоро узнаете со слов не кабинетного педагога, не интернет-учителя, а вокалиста-практика как быстро начать петь, как сочинить мелодию не зная нот, что такое "Минус" и какие они бывают, как в домашних условиях записать качественную музыку и многое другое. Интересно? - Ставьте большой палец вверх и до встречи!