Более десяти лет назад с партийной работы я попросился «на хозяйство". Приехал и ахнул: многие люди живут в бараках (это в конце семидесятых!), урожай смехотворные. Никакой материальной заинтересованности, все, что вырастил, - отдай государству.
Люди получали гроши. A «сверху» непрерывно спускались различные рекомендации. Сейчас это называется «кабинетное планирование". Например, приказывают выращивать лук...
Если посчитать, сколько выходило на одного едока, ему, бедняге, пришлось бы чуть не одним луком питаться. Во вторых, лук - убыточная культура, доходы не компенсируют затрат. Хорошо, что, давая рекомендации, многие чиновники о них забывали.
И мы стали выращивать прибыльные культуры: огурцы, помидоры, цветы, капусту. Только опять же никакой выгоды - все отдай. А сейчас стало легче? Ведь крестьян появилось больше возможностей для проявления инициативы, предприимчивости?
Это действительно так. Но когда мы решили создать акционерное общество (И. О. Пивень, кстати, избран его президентом. А. М.) и я стал употреблять непривычные слова - к акционерный капитал", "стартовый капитал», мне намекнули:
Ты это прекрати, все разговорчики прибыли оставь капиталистам. Тогда я сказал: прибыль присуща всякому производству: и капиталистическому, и социалистическому. Я за то, чтобы, вложив заработанные деньги, рабочий мог получать проценты.
Деньги, полученные от вкладчиков, идут на новое строительство. Мы закупим на них новое оборудование, поставим в своих магазинах прилавки-в холодильники» (ведь пока что примерно 30 процентов сельскохозяйственной продукции - портится, сгнивает).
Одолев этот виток, сможем стимулировать труд рабочих не только премиями, но и процентами. Сейчас пайщиками акционерного общества являются более 20 крупных промышленных предприятий Львова.
Примерно через год они станут получать от агро -фирмы свежие парниковые овощи. Агро -фирма предоставит им семена, удобрения, полученную продукцию самостоятельно реализует на рынке...
Узнав о создании акционерного общества, к нам стали обращаться жители других городов. Они были готовы внести около 450 тысяч рублей. Один профессор, например, пожелал вложить в развитие... 40 тысяч.
Но, к сожалению, мы не можем принимать деньги от частных лиц и платить им проценты, как своим рабочим. А ведь таким образом упускается реальная возможность превратить «мертвые», лежащие на сберкнижках деньги в живые...
Когда началось строительство на деньги акционеров, мы были вынуждены немного сократить объем производства. И, как назло, в это время в салате обнаружили нитраты. Приезжает представитель Агропрома: «Вот, а еще в акционеры записались!»
Не нитраты волнуют в первую очередь проверяющих, а наша непривычная самостоятельность. Сегодня существует своего рода закупочная дисциплина: прежде всего надо выполнить госзаказ, а потом можно и продавать оставшуюся продукцию. Как поступаете вы с «собственными»
Нам разрешили продавать почти одну треть - 30 процентов. Часть реализуется в трех специализированных магазинах, ларьках, часть - на рынке. Я за то, чтобы составить конкуренцию частникам. Например, они продают зимой огурцы по пять рублей, а мы по четыре.
Но вот вопрос ценах... Без реформы цен просто нереально формирование социалистического рынка. Что мы имеем сегодня? Уровень закупочных цен на некоторые виды овощей неприлично низкий, Пока что цены устанавливаются основном централизованно, их спускают «сверху»
А ведь на некоторые овощи - особенно зелень - давно пора ввести договорные цены. Мы выращиваем почти 30 видов овощей. Продукция наша, по отзывам покупателей, высокого качества. Ее охотно покупают в Венгрии, Польше, Австрии. Жаль только, что здесь мы вынуждены продавать зелень по такой низкой цене, словно это трава, которая выросла сама собой .